Историческая обстановка: революция 1917 г., гражданская война, политика военного коммунизма (18-21), советско-польская война (20-21), голод (21-22), Украина, Поволжье, Северный Кавказ – неурожай. Продразвёрстка – разбирали. 1922 – образование СССР, НЭП (21-28).
Уже к концу 1890-х в литературе начинается период дестабилизации. Читатель ищет объяснения жизни, следовательно возникают разные художественные направления, период литиратурных эксперементов, поиск новых методов и худ.форм для отражения действительности. В России восторжествовал соцреализм. В основе лежит идеалогия; процесс происхождения этого направления происходил искусственным путем.
25 г. "Декрет о роли лит-ры в обществе", где описываются функции лит-ры, цели (формирование идеалогии, будут поддержаны те произведения, которые воспитывают общество).
ОПОЯЗ - общество по изучению поэтического языка (20е гг). Основная задача - создание поэтического языка нового уровня. Создание яз. соцреализма, создаются макеты худ. текстов. Стали учить создавать, строить текст, систему образов, сюжеты, т.к. нужно было реализовывать цели гос-ва в художественных текстах. Создается такой язык, к-й смог бы воспроизвести жизнь в тексте любой писатель. Новый тип писателя – это писатель как бы делегированный в литературу новой читательской аудитории с богатым жизненным опытом, не имеет опыта эстетического претворения в художественное целое.
Новое в литературе: появляется новый объект и субъект изображения – человек массы. Меняется читательская аудитория: теперь читатель, раньше оторванный от мира искусства, яростно к нему стремится, теперь читатель имеет право диктовать писателю что и как писать. Рождается политика соцзаказа.
Проблемы, отражающиеся в худ. текстах:
1. Проблема революции. Это событие как историч. не может быть ни плохим, ни хорошим, поэтому задача писатели на примере литературы показать силу отста...? направления.
2. Судьба Росии : пессимистический настрой (Гипиус, Марежсковский) и оптимистический (Блок, Замятин, Булгаков)
Соцреализм предпочитал сюжетно-драм построение текста. Все остальные направления делали упор на стиль, игра с текстом (Хармс, Маяковский, Хлебников). Такой подход был не вопстребонан, т.к. ориентация литер была на раб класс, к-й не откликался на стиль, писатели упрощали методы, следовательно появлялось много произведений.
Во время революции появляются 3 типа художников:
- Принимали революцию
- Сформировались до революции: М. Горький, В. Маяковский, Е. Есенин, А. Блок, В. Брюсов
- Рождены революцией: Д. Фурманов, А. Фадеев, Л. Леонов, М. Светлов, И. Уткин
- Не принимали революцию (эмиграция): Бунин, Л. Андреев, Бальмонт, Куприн, Мережковский, В. Иванов, И. Северянин
- «Вставшие над схваткой». Трагическая попытка быть вне политики, художниками двигают вневременные мотивы: А. Ахматова, М. Цветаева, М. Волошин
Общие положения:
- Идеология новой власти
- Эстетическое развитие, творческий поиск.
- Период литературной борьбы: отношение к литературному наследию, каким путём строить новую литературу и кто должен быть её создателем, роль коллектива и роль личности в литературе.
- усиливается культурное самообъединение страны (уход из жизни значимых личностей – Блок, Гумилёв 1921 г.;
- массовая эмиграция – добровольный отъезд, высылка; августовский культурный погром 1922 г.;
- закрытие ряда журналов – переход от литературы диалога к литературе монолога;
- в 1920 г. вышло постановление ЦККБ «О пролеткультах» - первый факт подчинения литературы партии.
Итоги периода: 1920 – е сложная и противоречивая литературная эпоха, которая, во-первых заканчивает традиции серебряного века и закладывает новые, в которую, во-вторых исчезает процесуальность литературного развития, в-третьих период характеризуется литературной борьбой, в четвёртых он является самостоятельных, отдельным от советской литературы периодом, который закрепляет переход от литературы диалога к монологу.