Этапы:
- Мотивация и целеполагание (расшифровать жанр сочинения, обсудить тему и определить цель).
- Составление плана (можно предложить готовый план, план могут предложить сами дети, самост. составл., анализ такого же текста и дети сост. план). Подбор ключевых слов.
- Уч-ль пок., что значит раскрыть тему, осн-ю мысль в проц. анализа положит-го образца. Если хорошо развита речь, то давать для образца работы писателя. Если класс обычный, то давать работы сверстников.
- Недочёты, кот. может быть в сочинении показ. с помощь. негативного образца.
- Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок. За сочинение став-ся 2-е отметки. Анализ сочинения.
Любую творч. работу дети должны делать 2 раза. 1-ю раб. провер. карандашом. Учим исправ. ошибки. 2-ю работу провер. ручкой и ставим оценку. Больше 2-х раз переписывать не надо. Примерно 1/3 урока – общая хар-ка всех сочинений. Сказать хорошее о каждом ребёнке. Подробный анализ либо 1-го сочин-я, либо некий собират. образ. Работа над реч., грам. ошибками. Сказать об общем впечатлении, замеч-я о выборе темы. Объём сочин., полнота, отбор мат-ла. Композиция, логика, хронология. Что было правильно. Общие замеч. О яз. сочин. Показ. условные обозначения. Исправьте свои ошибки, пораб-те самост-но. Послед-ть работы над текстами разных типов: 1четверть – повест-е, 2 четверть - описание, 3 четверть – рассуждение, 4 четверть – тексты с эл-ми разн. типов речи. Сочинение по картине может быть: сочинение-описание картины; сочинение-рассказ по картине (картина служит иллюстрацией); сочинение-рассуждение по картине.
Структурные элементы урока:
- Подготовка уч-ся к воспр-ю карт. (вступит. слово учителя). Задача учителя – дать фоновые сведения о худ-ке, об истории созд. картины, можно исп-ть отрывки из воспом. или писем худ., отрывки из худ. лит-ры, стих-е, близкое по тематике картины.
- Рассматривание картины (использ. только качест. репродукции, оптим. в-т – картинная галерея).
- Анализ картины как произведения иск-ва (беседа по картине). Начин. с вопросов, выявляющих эмоц. отнош-е к картине. В ходе дальнейшего анализа выявл-ся тема, осн. мысль и роль изобр. средств в развитии замысла худ-ка. Что изображено? Как расположены преметы? Кто главный герой картины? Какой цвет явл-ся основным, почему? В ходе беседы попутно проводится словарно-стилистическая и орфографическая работа. Заполняется таблица.
- Анализ искусствоведческого текста. Тексты д.б. небольшие, раздать на парты. Важно взять оттуда новую лексику. Эти слова впис. в табл.
- Составление схемы или плана текста. При составлении плана лучше использовать таблицу. Обязательно пропишите возможные начала сочин-я.
- Устное описание картины.
- Словарно-стилистическая работа. Правописная работа. Анализ письменных работ уч-ся.