История о соблазненной девушки, которая стала проституткой. Человек увидел последствия своего зла, нашлись силы для нравственного потрясения. гл. задача - исследовать весь строй жизни. Роман-обозрение, энциклопедия русской жизни. роман подчеркнуто социальный - Толстой пережил духовый кризис. Публицистический характер самого времени, роман-исповедь. + сатирич. тенденции - Тол.:изобразить жизнь обиженного народа.
ЗАГЛАВИЕ - возрождение жизни, нравственное.
Сравнение с пасхальным романом - суд, падение масловой в пасхальную неделю.
НЕХЛЮДОВ - христианская любовь, МАСЛОВА - замная.
Даже самые страшные унижения человеческого и женского достоинства, пережитые Катюшей, не отняли у нее способности радоваться жизни, жалеть и любить людей. Как на особенную черту характера Катюши Масловой Толстойуказывает на ее постоянную готовность сделать людям хорошее, на ее доброжелательство и незлобивость. Самая привлекательная черта в Катюше - ее бескорыстие. Она почти никогда не просит приходящего к ней в тюрьму Нехлюдова сделать что-нибудь для нее. Только но научению тюремных подруг да по привычке, вынесенной из «заведения» Китаевой, где она была проституткой Любкой, попросила Катюша у Нехлюдова десять рублей на водку и папиросы. Уже во второе свидание с Нехлюдовым она просит его похлопотать за «чудесную старушку» Меньшову, сидящую вместе с сыном в остроге по злому навету, а также за других обездоленных и страдающих людей.
В тюрьме и по дороге в Сибирь Катюша с глубокой болью и горечью воспринимала жестокое отношение начальства к арестантам. На вопрос Нехлюдова, что она думает о положении народа, Катюша отвечает: «Я думаю, обижен простой народ... очень уж обижен простой народ». Объясняя, чем привлекли к себе героиню романа политические ссыльные, Толстой пишет: «Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, какчеловек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ...» Общение с ними «открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого понятия. Таких чудесных людей, как она говорила, как те, с которыми она шла теперь, она не только не знала, но могла себе и представить». Под их благотворным влиянием Катюша вновь обретает веру в жизнь, в добро, в возможность счастья.
Герой романа, князь Нехлюдов, испытывает к ним чувство уважения, близко познакомившись с ними и убедившись в том, что «среди них считались обязательными не только воздержание, суровость жизни, правдивость, бескорыстие, но и готовность жертвовать всем, даже своею жизнью, ради общего дела». «Человек из парода» Катюша Маслова решает выйти замуж за революционера Симонсона. Этим определено все ее будущее.
Своеобразие характера Нехлюдова раскрывается на протяжении всей жизненной истории героя. Нехлюдов изображается Толстым как живой человек, в котором сочетаются и хорошие, привлекательные черты, и дурные, низкие свойства:
1) в юности Нехлюдов исполнен благородных мечтаний и порывов, увлекается идеями Спенсера, решает даже "не пользоваться правом собственности на землю"; приехав в деревню, он переживает чувство, когда "юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку, видит возможность бесконечного существования и своего и всего мира…";
2) чувство влюбленности в Катюшу Маслову (первый приезд в деревню) открыло героя: "все для него как бы освещалось солнцем, все становилось… радостней" (светлые чувства Нехлюдова, несмотря на его падение, своеобразно проявятся в его дальнейшей судьбе);
3) во время второго приезда в деревню облик Нехлюдова становится иным под воздействием той школы жизни, которую успевает пройти герой (представления и оценки людей его круга, праздная, расточительная жизнь). Нехлюдов пробует сопротивляться влиянию извне, но "бороться было слишком трудно, потому что все то, что он, веря себе, считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот, все, что, веря себе, он считал дурным, считалось хорошим всеми окружающими его. И кончилось тем, что Нехлюдов сдался, перестал верить себе и поверил другим";
4) душевная борьба Нехлюдова показана как борьба животного и нравственного начала в человеке: "В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и для других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для блага готовый пожертвовать благом всего мира";
5) постепенный отход Нехлюдова от господствующих в его среде взглядов и норм начинается с той самой скамьи подсудимых, на которой он увидел Катюшу Маслову; в его душе борется страх перед возможным позором и стыд за свое прошлое; несмотря на внутреннее сопротивление, Нехлюдов признает себя виноватым в беде Катюши: "Он уже чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего проступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни…";
6) Нехлюдов стремится избавиться от лжи и низости своей настоящей жизни:
а) прежде всего это проявляется в его стремлении оправдаться перед Катюшей; руководствуясь чувством долга, он предлагает ей выйти за него замуж;
б) герой постепенно отходит от образа жизни людей своего круга, в нем усиливается критицизм по отношению к ним: так, он осознает фальшивость своих отношений с Мисси Корчагиной, испытывает отвращение, вспоминая свою связь с женой уездного предводителя дворянства Марией Васильевной, и т.д.;
в) по-новому осознав свое "я", Нехлюдов решает передать землю крестьянам ("Землей я не должен владеть");
г) герой приходит к выводу о преступном характере жизни власть имущих (он "всем своим существом почувствовал отвращение к той своей среде, где так старательно были скрыты страдания, несомые миллионами для обеспечения удобств и удовольствий малого числа…");
7) по мнению Толстого, изменение мировоззрения героя происходит не только в силу внутренних причин, но также и в результате глубоких воздействий жизни (путешествие в Сибирь, картины бесчеловечности, произвола, подавления человеческой личности);
8) увидев жизнь в ее обнаженной жестокости, Нехлюдов, однако, не сумел найти путей для ее исправления, лишь в заключительной части романа содержится намек на учение Христа как на будущую возможность Нехлюдова преодолеть зло вокруг себя и в себе самом.
III. В образе Нехлюдова можно найти сходство с другими "ищущими" героями Толстого: Пьером, Наташей, князем Андреем, Анной Карениной, Левиным и т.д. Прослеживая его духовную эволюцию, автор раскрывает читателю христианские идеалы духовной кротости, смирения, всеобщей любви и прощения.