Великое произведение мировой литературы, современное произведение, связанное с религиозно-философской проблемами современности.
-есть ли бог? если нет, то все дозволено—абсолютная свобода—загоняет в ад.
-проблема о праве на преступление избранных
-проблема свободы личности, бог есть, что значит свобода личности, а если нет, то абсолютная свобода.
-социальные проблемы: бедность, религиозность. Этот роман философский—сочетание соц+фил проблематики.
СВЯЗЬ С УГОЛОВНЫМ ТРАДИЦИОННЫМ РОМАНОМ
-психологическая борьба у Достоевского: не кто убил, а почему.
Напряженная драматическая ситуация, авантюрный сюжет, атмосфера тайны и предчувствия катастрофы – 560 раз слово «вдруг».
-острейший психологический поединок между следователем и преступником
ГЛУБОКИЙ авантюрный сюжет сочетается с глубокой проблемой. Авантюра заканчивается, когда наступают муки совести.
Внешняя драматичность романа:
-автор искусственно сводит героев в одном месте, в один час, преднамеренно их сталкивает, в романе обилие диалогов, каждая глава как отдельная сцена. Изображение психологического развития идет сплошь психологическо-катастрофическими толчками. ДЕЙСТВИЕ ПО ЗАКОНАМ СЦЕНЫ СТРОИТСЯ.
ИСТОЧНИКИ:
От поздних античных жанров—сократические диалоги и мениппова сатира.
Мениппова сатира — жанр античной литературы, вид диатрибы. Характеризуется соединением философских рассуждений с пародийной сатирой. По форме отличается свободным соединением прозы и поэзии, отсюда и само название «сатура» (лат. satura в римской кухне — фруктовая смесь, ассорти). Сократический диалог состоит из трёх этапов: Согласие, Сомнение, Аргументация.
Серьезно-смеховые жанры, сложились на противопоставлении эпопеи и трагедии, связаны с карнавальным фольклором.
Раскольников Родион – герой идеолог, он носитель идеи, которую испытывает собственной жизнью. Его идея взаимодействует с другими идеями Порфирия, Лужина и Свидригайлова.
Совершает насилие над своей душой—«что вы над собой сделали», несколько раз переживает ужас: накануне убийства, во время убийства, сон—убивает старуху снова, она ему улыбается, смеется, когда раскрывается Соне.
Михаил Михайлович Бахтин, определяя структурную особенность романов Достоевского, говорит о полифонии (многоголосье). Полифонический роман Д. теперь противостоит ранее господствовавшему в русской литературе монологическому роману, где преобладал голос автора.
Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознании. подлинная полифония полноценных голосов, - пишет Бахтин - ...является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознании с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события". В произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев".И наконец, непосредственно о метафизике романов Достоевского: "Мир Достоевского глубоко плюралистичен. Если уж искать для него образ, к которому как бы тяготеет весь этот мир, образ в духе мировоззрения самого Достоевского, то таким является церковь, как общение неслиянных душ, где сойдутся и грешники и праведники; или, может быть, образ дантовского мира, где многоплановость переносится в вечность, где есть нераскаянные и раскаявшиеся, осужденные и спасенные. Такой образ в стиле самого Достоевского, точнее, его идеологии, между тем как образ единого духа глубоко чужд ему"
Источник идеи Р – идеи Макса Штирнера, идеи эпохи. Достоевский погружает идею в героя, испытывает идеи человечностью. Достоевского интересует человек, его поведение.
Свою теорию Раскольников создает благодаря взглядам Макса Штирнера, в работе «Единственный и его собственность», трудам Шопенгауэра «Мир как воля и представление», но особенно повлиял труд немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше.
Согласно его теории люди делятся на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния, даже идущие вразрез с нравственными ценностями общества. Первые не способны влиять на развитие общества, а вторые, наоборот, существуют ради этой цели.
Главный критерий в делении на группы этих людей, это отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, что и лишает их необходимой свободы деятельности. На «право имеющих» этот закон не распространяется. Они могут совершить преступление, потому что в их представлении, это шаг на пути к усовершенствованию, преобразованию жизни. Эта теория незаметно подчиняет себе героя целиком, и он становится её главным исполнителем. Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится честный и добрый человек, как Раскольников, он неизбежно приносит зло себе и другим.
Достоевский правильно подмечает, что «русские мальчики» (выражение из романа «Братья Карамазовы») понимают западные абстрактно-философские идеи как непосредственное руководство к действию, показывая уникальность России в том, что она становится местом реализации этих фантазий европейского сознания. Подробно исследуя теорию своего героя, автор одновременно показывает, в какой жизненный тупик могут привести человека подобные идеи.
2 идеи в сознании Раскольникова: гуманистическая и демоническая – Мачульский.
-герой совершает преступление ради благородных целей (Кирпотин: цель блага, а средства дурные). Благородная цель оправдывает средства, малое зло для большого добра. У него ведь доброе сердце—лошадь, девушка
-идея НАПОЛЕОНА
2 неравные части человечества: трепещущие твари, дрожащие и люди власть имущие + *вошь.
ГЕРОЙ УБИВАЕТ из-за желания узнать кто он, отнюдь не из-за любви к ближнему. Это бунт против божественного миропорядка, само возвышение сильной личности.
ОТСЮДА – ТРАГИЧЕСКАЯ РАЗДВОЕННОСТЬ ГЕРОЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ—вторая встреча с СОНЕЙ. Ему становится ясно, что главный мотив—идея Наполеона – автопортрет, кумир, способный заглушить голов совести. Они преступают и не задумываются.
Убил ради себя, захотел стать сверхчеловеком
В.С.СОЛОВЬЕВ «ТРИ РЕЧИ В ПАМЯТЬ ДОСТОЕВСКОГО»
К.Н.Леонтьев
Н.А.Бердяев
Великий Инквизитор
Ставрогин
Откровение о человеке в творчестве Достоевского
Духи русской революции
Миросозерцание Достоевского
С.Н.Булгаков
Иван Карамазов как философский тип
Русская трагедия
Венец терновый (Памяти Ф.М.Достоевского)
Л.И.Шестов
Достоевский и Ницше (Философия трагедии)
Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф.М.Достоевского)
В.В.Розанов
Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского
О Достоевском
Экономический и социальный вопрос у Достоевского (К 25-летию его кончины)
На лекции о Достоевском
Размолвка между Соловьевым и Достоевским
О происхождении некоторых типов Достоевского(Литература в переплетениях с жизнью)
М.М.Бахтин
Проблемы творчества Достоевского