пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и "натуральная школа" 40-х годов. Новаторство Достоевского в изображении "маленького человека".

Бердяев, Бахтин, Черков, Фредлиндрр.
 До мая 1845 года Достоевский работал над своим первым романом «Бедные люди». Это было время формирования «Натуральной школы» Белинского. Достоевский прочитал роман "Бедные люди" Григоровичу, который в свою очередь показал Н.А.Некрасову, а тот со словами "Новый Гоголь явился!", отнёс книгу В.Г.Белинскому.

Достоевский остался верный своему дару, но пути с Белинским у него разошлись. Белинский требовал реального, критического направления, а Достоевский отвечал, что «Желчью не привлечёшь никого». Он разработал метод «ФАНТАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА», т.е. соединил реализм и фантастические принципы. Но впоследствии Достоевский не раз вспоминал с благодарностью великого критика.

  1. Черты «Натуральной школы» гоголевского направления, физиологический очерк.

 В данном романе «Натуральная школа» увидела следующие черты:

  • Историю полунищего петербургского чиновника (параллель с Гоголем);
  • Детали в духе физиологического очерка (Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей).
  • Разнообразие типов(от уличного нищего до его превосходительства). Даётся социальный анализ действительности.

Но «Натуральная школа» не увидела в романе особый психологизм героев. Достоевский предложил «живого» человека из среды униженных. Главным пафос «Натур. школы» состоял в том, чтобы вызвать сочувствие к герою. Достоевский же вызвал не только сочувствие герою, но и отнесся к нему критически (грани Добра и Зла). Он изобразил «живого» человека со своим своеволием, амбициями, т.е. по природе своей очень противоречивого. Но это не совпадало с рационализмом «Нат. школы». Достоевский перенёс акцент с социального анализа на психологический. Его маленький человек оказался ответственен за свою неустроенность.

Новаторство в изображении, жанровое своеобразие, система   образов,

  По жанру «Бедные люди» – это эпистолярный роман.

Сюжет составляет переписка главного героя – Макара Девушкина с Варенькой Добросёловой. Герой сам рассказывает о себе – это приём самораскрытия, являющийся новым принципом в литературе. Макар – это тип «маленького человека». Он осознаёт своё положение в мире. Достоевский предоставляет своему герою возможность «самовысказаться». Переписка становится опорой существования для героя.

Макар читает произведения Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинель» Гоголя. Он умиляется историей Самсона Вырина, но его возмущает положение Башмачкина из «Шинели». Гоголь всё сказал за своего героя, Акакия Акакиевича сам, не дал ему возможности «защититься». Но человек по своей природе многогранен, поливариантен.

Макар говорит о себе: «Я – человек-злодей. Он умаляет себя в жизни. Он является загнанным в угол, в подполье злыми людьми. В разговоре Макара мы чувствуем диалогизированность. В нём живёт раздвоенность. Это проявляется в его постоянной попытке доказать, что «он человек» с оговоркой «хотя и бедный».

Макара характеризует череда благородных поступков: он помогает Вареньке, Горшкову. Т.е. происходит помощь бедных людей друг другу. Но эта доброта не делает человека счастливым. С одной стороны, труд становится опорой для его человеческого достоинства. С другой стороны, труд не является добродетелью. Отсюда возникает мысль о том, что общество уважает только тех, кто обеспечен! Уважение к своей личности через труд не достигается. Эта ненормальность положения вещей волновала Достоевского.

Ещё одно новаторство Достоевского. Человек не может существовать без человеческого достоинства. Отсутствие признания человеческого достоинства превращает это чувство в амбиции(//Карандышев). Главным становится не материальное положение, а признание. Появление болезненной страсти к уединению. Герой постоянно чувствует насмешливый, попрекающий взгляд чужого человека.

Нужно сказать, что Белинскому были непонятны постоянные оговорки, уточнения героя. Он не понимал того, что это являлось новаторством Достоевского.По выражению Бахтина, слово героя «корчащееся»,  слово с оглядкой. Он надевает на себя маску, прячется. Параллель с фамилией(робкий, как девушка). Он «обнажаясь, стыдится».

Таким образом, Достоевский обогатил тему маленького человека глубоким психологизмом, показал «живого человека». Физические сострадание – это ничто по сравнению с душевными. Бедность – это психологическое, болезненное состояние, превращающее человека в ветошку. А уязвленное сознание превращается в амбиции, и возникает замкнутый круг.


02.09.2016; 15:58
хиты: 6900
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь