При ответе на данный вопрос необходимо отметить следующее.
Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означает вскармливание, взращивание молодого поколения.
В педагогической литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя как садовника, который заботливо взращивает в своем воспитаннике семена добродетели. «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».
Воспитание - целенаправленный процесс развития личности.
Основная функция-передача социального опыта и культуры от поколения к поколению
Воспитание в широком социальном смысле слова - влияние социальной среды на растущего человека.
Воспитание в узком социальном смысле слова — влияние социальных институтов семьи, образовательных, здравоохранительных систем, культуры, профессиональных объединений, средств массовой информации, общественных, религиозных организаций на человека, группу или коллектив.
Воспитание в широком педагогическом смысле - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в системе воспитательно-образовательных учреждений (детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, центры развития, дворцы творчества).
Воспитание в узком педагогическом смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, ценностных ориентации и моральных принципов, потребности и молитвы.
Цель - подготовка ребенка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, к реализации общественных функций и социальных ролей: формирование человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
Задачи воспитания
1. Включать растущую личность в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, гражданско-патриотическая, морально-познавательная и морально-практическая и т. д.)
2. Стимулировать активность формирующейся личности в организуемой ей деятельности.
3. Проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью.
4. Открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности.
5. Выявлять и опираться на положительные качества.
6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
7. Формировать и развивать детский коллектив.
8. Обеспечивать единый подход к учащимся со стороны школы и родителей и их согласованность.
На воспитание личности оказывают влияние среда (она создает условия для развития и формирования личности) и наследственность, благодаря которой человек получает определенные задатки. Развитие потенциальных возможностей личности, формирование характера происходят в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Главные формы взаимодействия личности с окружающей средой — общение и деятельность.
Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация.
Воспитатель и воспитанник как субъекты воспитательного процесса равны в плане проявления своей активности, индивидуальности, но в условиях воспитательного процесса они находятся в ситуации неравной ответственности: воспитатель в силу своей социальной роли несет главную ответственность как за организацию воспитательного процесса, так и за результат воспитания.
Воспитательный процесс — это закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.
Первая характеристика процесса, которая следует из его философского определения, — это закономерная логика протекания процесса. Отличие педагога-профессионала от дилетанта, работающего интуитивно, связано с предвидением результатов воспитания, прогнозированием хода процесса. Основой для такого прогноза может стать изучение мотивации школьников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения.
Понимание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанный на этом понимании прогноз становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.
Цель воспитательной деятельности формируется при сопоставлении образа результата с данными изучения конкретного воспитанника. На этом пути выделяются следующие этапы целеполагания:
1) Как можно конкретнее, детальнее сформулировать образ ожидаемого результата воспитания.
2) С помощью диагностических методик сравнить конкретного воспитанника с тем образом, в котором представляется результат воспитания.
3) Выявить существенные расхождения полученной картины с желаемым результатом (иначе говоря, определить воспитательные проблемы как перспективы совершенствования).
4) Определить предполагаемые изменения за конкретный промежуток времени (т.е. сформировать инструментальную воспитательную цель).
Основные требования, предъявляемые к воспитательной цели, — это 1) направленность на конкретное изменение в воспитаннике (какое именно качества или свойство надо сформировать, каких изменений достичь и пр.); 2) педагогический характер (направленность на изменение индивидуально-личностных и субъектных свойств самого воспитанника, а не условий или средств воспитания); 3) значимость содержащихся в ней положений для ведущих личностных, индивидуальных или субъектных свойств воспитанника; 4) ее позитивный характер (следует избегать формулировок типа «воспитать негативное отношение...»); 5) реальность (достижимость в определенный отрезок времени и обеспеченность средствами достижения).
Из определения процесса как последовательности состояний, событий, изменений мы можем выделить дискретность (или стадийность) процесса как следующую его важную характеристику. При этом стадия понимается как определенная ступень (период, этап) имеющая свою качественную определенность. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.
Учет стадийности воспитательного процесса приводит педагога к выделению различных фаз его воспитательного взаимодействия с ребенком.
В логике гуманитарного воспитания выделяются следующие три фазы:
Первая фаза — рефлексивная (осмысления), которая включает в себя переживание жизненных ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия, осознание особенности своих отношений к миру, своего автономного Я, самобытности.
Вторая фаза — ценностная (осознания). Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Выделение типичных алгоритмов и овладение способами деятельности, методами постижения реальности становятся основой для развития самооценки. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника, и целью работы с ним становится обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.
Третья фаза — проективная (проектирования) — предполагает самопроектирование и реализацию в социально полезной деятельности. На этой фазе происходит самоутверждение воспитанника в деятельности (или в ее проектировании), благодаря чему деятельность, поведение и общение становятся целостными, прогнозируемыми.
Нелинейность процесса, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему раскрывает в качестве его третьей характеристики кризисность процесса. Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход), согласно словарному определению, — это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис)». Кризис является формой перехода от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.
Приоритет внутреннего потенциала саморазвития воспитанника приводит к его праву самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для эффективного самоопределения недостаточно предоставить воспитаннику свободу выбора, поскольку свобода внешняя (отказ от авторитарных методов воспитания и организации образовательного процесса) не делает человека свободным внутренне (способным делать ответственные выборы).
Понимание механизма воспитания как саморазвития через преодоление затруднений приводит к восприятию деятельности воспитателя как педагогической помощи в одной из ее трех форм: сопровождения, поддержки, руководства.
Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника.
Педагогическая поддержка состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию.
Педагогическое руководство — это такой вариант педагогической помощи, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в организации деятельности воспитанника по разрешению проблем развития.
С целью установления и укрепления гуманитарного характера социальных отношений следует первостепенное внимание уделить следующим целям воспитания как относительно контролируемой социализации (социального воспитания):
· формирование ценностного отношения к человеку, обществу, труду;
· воспитание человека носителем и выразителем социокльтурных норм и социально ценных форм поведения во всех сферах общественной жизни;
· восстановление традиционных социальных связей человека (семейных, соседских, между сверстниками и представителями разных поколений);
· воспитание гражданского долга и социальной ответственности;
· формирование опыта гуманитарного характера отношений в различных сферах социальной жизни.
Средствами достижения перечисленных целей выступают освоение школьниками социокультурного опыта, организация социально ценных форм взаимодействия школьников в сфере образования, труда и досуга, участие воспитанников в различных видах социальной практики (социально-гуманитарные акции, дела милосердия).
Закономерности в воспитании. Чтобы быть успешной, педагогическая деятельность в сфере воспитания должна иметь законосообразный характер, т. е. осуществляться на основе законов и с учетом закономерностей, существующих и проявляющихся в педагогическом процессе и педагогической деятельности. Закономерность, в которой воплощается и выражается действие того или иного закона, всегда существует и проявляется в виде связи между педагогическими явлениями.
Законы и описываемые ими закономерные связи в воспитании действуют и проявляются на разных уровнях. Универсальные законы — это прежде всего законы диалектики в их применении к воспитанию, например, закон перехода количественных изменений в качественные, действием которого обусловлена такая характеристика педагогического процесса, как его стадийность.
Законы, общие для больших групп явлений, относятся, как правило, не только к воспитанию, но действительны для больших групп явлений социальной действительности. Таковы законы, описывающие функционирование и развитие сложных систем (законы синергетики), законы, описывающие различные проявления возрастных особенностей ребенка.
Специфические законы воспитания касаются всех без исключения явлений, относятся к сфере воспитания. К ним можно отнести следующие:
1. Закон целостного развития человека. Целостность человека ведет к тому, что любое случайное или целенаправленное воздействие или влияние вызывает изменения не только его личностных структур, но также индивидуальных и субъектных свойств. Эти изменения могут быть как позитивными, так и негативными, как количественными, так и качественными. Из закона развития человека как целостности следует важный вывод для педагога: человека нельзя воспитывать «по частям» или «по направлениям», отделяя умственное воспитание от нравственного, трудовое от эстетического, физическое от экологического.
2. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в такую деятельность, то даже при самых благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит.
3. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой воспитательного процесса, как его кризисность.
В кризисных ситуациях человек оказывается одновременно перед необходимостью выбора и перед необходимостью совершения поступка. При этом ему приходится преодолевать не только внешние препятствия, которые мешают ему следовать по избранному пути, но и внутренние барьеры: желание уклониться от выбора и от необходимости совершать поступок, недостаток или отсутствие необходимых знаний и жизненного опыта, страх перед неизвестностью, боязнь быть осужденным другими людьми или выглядеть «не таким, как все» и многое другое. Становление человека осуществляется в серьезной духовной работе, а преодоление разного рода кризисов выступает механизмом его саморазвития.
4. Закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда являются обоюдными.
Этот закон указывает на существование зависимости между профессиональной компетентностью педагога и успешностью саморазвития воспитанников; при этом одинаково важны как интеллектуальный уровень развития педагога, так и его эмоциональная и нравственная культура, умение создать условия (организационные, материальные, психологические) для воспитывающего взаимодействия.
5. «Закон сопротивления человеческого материала» (А. С. Макаренко). Этот закон устанавливает связь между результативностью деятельности педагога-воспитателя и способами педагогического воздействия и следует из того, что воспитанник является равноправным, активным участником воспитательного процесса.
6. Закон возрастания потребности в значимом Другом по мере становления человека как личности, индивидуальности и субъекта собственной жизни. От направленности, характера и организации «сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания и приобщения к совместному творчеству» (М. Хайдеггер) зависит становление смысловой сферы человека и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.
Среди законов, описывающих отдельные стороны воспитания, лучше всего изучены те, которые лежат в основе работы педагога с воспитательным коллективом. В качестве примера можно привести закон движения коллектива, сформулированный А. С. Макаренко. Согласно этому закону, коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов; остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.
Принципы воспитания логически вытекают из законов воспитания. Педагогический принцип — это своеобразный мостик из педагогической науки в педагогическую практику. С одной стороны, принципы обусловлены законами воспитания, проистекают из целей и природы воспитания, с другой — зависят от профессиональной позиции педагога. Ведь принцип выступает как внутреннее, добровольно принятое убеждение педагога, та идея, которую он свободно избрал как руководящую для своей деятельности.
Принцип рефлексивности: осмысление воспитанником собственного жизненного опыта. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Переживание опыта понимается не сугубо эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к социальным нормам и правилам, формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Таким образом, рефлексивность понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта.
Принцип интерактивности: через взаимодействие к осознанию ценностей. Интерактивных характер воспитания вытекает из представлений о ценности процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений и складывается в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При этом важно не только единство целей — активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
Принцип самореализации: утверждение своей позиции в сообществе. Этот принцип представляет собой перенос приоритета инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации в сферу социального поведения. Выполнение этого принципа в воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития.
Организуя воспитание как процесс относительно контролируемой социализации, педагог должен учитывать как динамику возрастного становления ребенка, так и стадии цивилизации.
А. В. Мудрик с учетом результатов психологических, социологических, педагогических исследований выделяет следующие возрастные этапы, на которых процесс социализации имеет ярко выраженные отличительные особенности: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский возраст (18-23 года). Этот подход к выделению этапов социализации является преобладающим в современной педагогике.
Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного личностного, индивидуального и субъектного становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации.
В отечественной педагогике выделяются следующие направления социального воспитания:
· индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка);
· защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе:
· охрана здоровья ребенка — физического, психического, нравственного;
· организация разнообразной деятельности ребенка — социальной, трудовой, досуговой;
· помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни.
Особую группу составляют направления, связанные с интеграцией в общество детей и подростков, испытывающих трудности в процессе социализации или ставших жертвой неблагоприятных условий социализации — детей-инвалидов, детей-сирот (в том числе социальных сирот, от которых отказались родители), детей из неполных и малообеспеченных семей, детей из антисоциальных семей (семей алкоголиков, наркоманов, преступников), детей-мигрантов, «трудных» детей, ВИЧ-инфицированных подростков.
Для решения задач социального воспитания создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Их деятельность направлена на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям в кризисной ситуации. Кроме того, социальное воспитание осуществляется в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии).
Условия для успешного решения задач социального воспитания создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь человеку.