Все виды человеческих обществ, существовавших на земле, можно разделить на две большие группы:
- общества без права и государства
- общества с правом и государством
Без права и государства – первобытное общество. Значительный период времени при первобытном обществе люди группировались в объединения кровных родственников (рода и племена) – отсюда название – родовая организация общества или родовой строй.
При родовом строе общество основывалось на так называемой присваивающей экономике. Ее суть состоит в следующем: люди присваивают уже готовые животные и растительные формы, а сами ничего не создают. Основные занятия первобытных людей – различные формы собирательства (охота, рыболовство, пчеловодство). Люди лишь брали то, что давала им природа и находились от нее в жесткой зависимости. Примитивность и низкопроизводительность орудий труда, а также необходимость защищать свою жизнь от дикой природы заставляли сородичей трудиться сообща и с максимальной отдачей сил, так как только при этих условиях можно было рассчитывать на элементарное выживание. Коллективный труд порождал коллективную собственность на его результат. Все, что добывалось, принадлежало всем членам рода и потреблялось ими сообща. Экономическая основа первобытного общества – коллективная собственность на землю, личная собственность – на орудия труда и предметы домашнего обихода. Единственное разделение общества носило половозрастной характер и было связано с различными видами хозяйственной деятельности (ручное земледелие – женщины, охота – мужчины), распределением пищи и вступлением в брачные отношения. Организация социальной власти при родовом строе проста: деление на управляющих и управляемых отсутствовало. Высший орган рода – общее собрание всех его взрослых членов, на котором сообща решались все основные вопросы жизни рода. Большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение меньшинства большинству. На общих собраниях избирались старейшины и вожди, власть которых основывалась на их высоком личном авторитете, уважении и поддержке со стороны членов рода. В любой момент старейшины и вожди могли быть заменены другими сородичами. Осуществляя повседневное управление родом, старейшины и вожди участвовали и в обычной хозяйственной жизни наравне с остальными сородичами, т.е. управленческий труд сочетался с трудом производительным. Таким образом, первобытное общество и с экономической, и с организационной точки зрения – это общество равных (эголитарное общество). Характерные черты организации власти при родовом строе:
- Социальная власть не отделена от общества, сливается с ним и не существует особого слоя людей, которые бы занимались делами управления.
- Власть носит «отеческий» характер, так как род – объединение кровных родственников, а его глава (старейшина, вождь или патриарх) – лицо, пользующееся наибольшим авторитетом.
- Принуждение осуществляется не специальным аппаратом, а исходит от всего общества.
Простой организации общественной власти при родовом строе соответствовала такая же простая система социальных норм, главными из которых были обычаи – правила поведения, сложившиеся естественным образом в результате многократного повторения.
Обычаи родового строя, как и обычаи вообще, - это результат естественно возникающей потребности закрепления наиболее разумного, целесообразного варианта поведения. Обычаи складывались эмпирическим (опытным) путем через многочисленные акты поведения, с помощью которых люди пытались удовлетворять свои потребности. Поступки, которые не приводили к желаемому результату, воспринимались как вредные и правилами поведения не становились.
Те варианты поведения, которые часто приводили к желаемому результату, многократно повторялись ввиду их очевидной целесообразности. Передаваясь из поколения в поколение, эти варианты поведения постепенно закреплялись в общественном сознании в качестве обычаев.
Характерные черты обычаев родового строя:
- Не устанавливаются каким-либо органом (не институциализированы)
- Существуют в сознании людей и передаются от старших к младшим при непосредственном общении.
- Распространяются только на членов данного рода, то есть на очень ограниченный круг людей.
- Нарушение обычая рассматривалось как причинение вреда всему обществу, т.е. роду.
- Исполнение обычаев обеспечивается всем обществом, а не специальными органами, которых тогда не существовало.
- Обычаи подчиняют интересы личности интересам коллектива и регулируют отношения не столько между личностями, сколько между группами – соплеменниками и чужеплеменниками, сородичами и свойственниками, мужчинами и женщинами, старшими и младшими.
Кроме обычаев, в системе регуляторов общественного строя входили также мифы и табу. Мифы – легендарные сказочные рассказы о каких-либо событиях. Табу – запреты на совершение каких-либо действий.
Чтобы показать низкий уровень дифференциации социальных норм первобытного общества, то есть то, что они включали в себя и нормы морали, и нормы этикета, и религиозные нормы, в науке есть специальный для них термин - мононормы.