пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Искусства

16 Живопись французского романтизма


С крушением общественных идеалов, связанных с поражением Наполеона под Ватерлоо и реставрацией бурбонов - разрушились основы классического искусства. Возникла как оппозиция школе Давида.
Оп­по­зи­ция Да­ви­ду и Эн­гру при­да­ли ро­ман­тиз­му па­те­ти­ку, эк­заль­та­цию, гра­ни­чив­шую с меч­та­тель­но­стью и со­зер­ца­тель­но­стью (так фран­цу­зы ско­ро об­ра­ти­лись и к во­с­то­ч­ной эк­зо­ти­ке). Ро­ман­ти­че­с­кий ко­ло­рит был воз­бу­ж­ден­ным и не­ис­то­вым, ри­су­нок экс­прес­си­вен, а цве­то­вые пят­на кон­т­ра­ст­ны не­имо­вер­но. Ро­ман­ти­ки тя­го­ти­лись по­все­днев­но­стью, а по­то­му да­ва­ли во­лю сво­ему во­о­б­ра­же­нию, об­ра­ща­ясь к ли­те­ра­тур­ным и ис­то­ри­че­с­ким сю­же­там. Ака­де­ми­сты кри­ти­ко­ва­ли их за сме­лую ком­по­зи­цию, ли­шен­ную ма­лей­ших при­зна­ков ве­ли­ча­во­сти. Борь­ба ми­ро­воз­зре­ний в жи­во­пи­си дли­лась поч­ти пол­сто­ле­тия. На­чал её поч­ти не оце­нен­ный при жиз­ни Те­о­дор  Же­ри­ко (1791-1824), а во­ж­дем стал Эжен Де­ла­к­руа (1798-1863).
Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем Теодора Жерико (1791–1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира. Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности.
После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг Эжен Делакруа (1798–1863). Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога.
Ро­ман­ти­ки-жи­во­пис­цы не име­ли по боль­шо­му сче­ту оп­ре­де­лен­ной про­грам­мы, про­с­то бы­ли еди­ны по от­но­ше­нию к клас­си­ци­стам, ме­ща­нам и дей­ст­ви­тель­но­сти, по­все­днев­но­сти, стре­мясь из неё вы­рвать­ся. Ка­ки­ми пу­тя­ми – ка­ж­дый ре­шал для се­бя сам. Бы­ло об­щим ми­ро­со­зер­ца­ние, ощу­ще­ние оди­но­че­ст­ва твор­че­с­кой ли­ч­но­сти, сме­лость и гра­ж­дан­ская пря­мо­та, не­оп­ре­де­лен­ность меч­та­ний.
Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Воплощая их, они реформировали живописно-выразительные средства:
    A    динамизировали композицию, лишая ее величавого спокойствия и наполняя бурным движением;
    B    использовали яркие, насыщенные краски, резкие контрасты света и тени.
A    Реакция романтических художников против современного капиталистического общества, которое с самого начала своего господства успело проявить себя как общество мелочное, хищное и корыстолюбивое, строится на противопоставлении ему идеала внутренней независимости, благородства, искренности и глубины переживаний отдельной личности. Романтическое искусство воспевает героя, восставшего против общества, поднявшегося на борьбу против господствующих нравов, морали, норм поведения. Однако чаще всего в этой борьбе он терпит неудачу. Вот почему романтическое искусство приобретает зачастую характер меланхолии, разочарования, пессимизма. Романтическое искусство полно отвращения к серости, обыденности, ничтожеству буржуазного общества.
Романтики провозгласили полное господство эмоции, чувства как важнейшего средства познания внутреннего смысла явлений и как главнейшей основы художественного творчества.


24.01.2016; 23:23
хиты: 533
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь