С одной стороны, это процессы интенсивного формирования локальных общностей (и восстановления латентно существовав-ших), в частности, национальных сообществ, культур и т.п., а также становления различных «субъектов культуры». Эти процессы на первой своей фазе осуществляются через механизмы обособления и противопоставления одних общностей другим.
Происходит воссоздание истории, традиций, манифестация национальных символов, культуры, образования, образа жизни, языка, причем, как правило, в оппозиции к другим.
С другой стороны, это процессы интеграции, формирова-ния единого образовательного пространства, заключающиеся в преодолении разобщенности, обособленности образовательных систем. Вместе с расширением процессов глобализации растет понимание объективной необходимости и необратимости этих процессов, понимание общности исторической судьбы, общей ответственности за решение цивилизационных проблем, необ-ходимости объединения усилий для противостояния вызовам времени, замены установки на конкуренцию ориентацией на сотрудничество. Здесь основная задача образования – не про-тивостоять и не игнорировать, а поддержать эти процессы.
Очевидно, что, наряду с действием внутренних факторов, главным внешним фактором, влияющим на состояние и тенденции развития современного образования, является глобализация. Она представляет собой сложный диалектический процесс, имеющий несколько измерений, в том числе интел-лектуально-духовное, состоящее в активном задействовании соревнующимися обществами фактора сравнительных пре-имуществ, непосредственно определяемых качеством человеческих ресурсов, т.е. восприимчивостью к знаниям, науке, инновациям и пр.
С учетом как потенциального блага глобализации, так и связанных с нею рисков, мировому сообществу необходимо четко определить те области приложения усилий, в которых необходимы коллективные действия для защиты глобальных интересов.
Ведущим социальным институтом, которому в ближайшем будущем предстоит решать общецивилизационные задачи в области изменения сознания и мышления, а через них и поведения, и деятельности человека, станет образование не только как национальная, но и как глобальная система.
Движение к глобальной образовательной системе, представляющееся совершенно неизбежным в контексте новых вызовов времени, не должно носить форсированного характера, приводящего к созданию «социокультурных гибридов». Эти искусственные культурные феномены составлены, как правило, из прежде несовместимых частей, в силу чего они нестабильны и недолговечны, не соответствуют традиционному культурному контексту и собственному предназначению в обществе. Реальный положительный эффект от деятельности таких институтов оказывается весьма проблематичным.
Тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества, проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных организаций, так и в появлении наднациональных организации, программ и фондов. В сфере образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и цепей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике. Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет.
Из года в год растет число студентов, исследователей и преподавателей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде.
Необходимо отметить, что интернационализацию не следу-ет понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования.