Тенденция – (нем. Tendent, лат. Tendere – направляться, стремиться) – направление развития, склонности, стремления.
Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоян-но меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10–15 лет) проводятся реформы образования. В XX в. российская система образования несколько раз реформировалась. В настоящее время идет новый длительный этап ее ре-формирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?
Г.А. Громов, М.В. Жарова, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын выделяют три ведущих тенденции изменений в сфере образо-вания.
Во-первых, это мировая тенденция смены парадигмы образования – кризис классической модели и системы образова-ния, разработка новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, развитие теории коммуникации и гуманитарных технологий и их при-ложение в сфере образования.
Во-вторых, это движение образования в направлении интеграции в мировую культуру, создание общеевропейского обра-зовательного пространства, интернационализация образова-ния, расширение академической мобильности преподавателей и студентов, укрепление международных связей, возникнове-ние ассоциаций образовательных учреждений, сообществ пре-подавателей и учащихся, др.
В-третьих, происходит трансформация систем образования в сторону их большей открытости, усиления участия институтов гражданского общества в управлении образованием, по-вышения автономности образовательных учреждений, дивер-сификации видов образовательной деятельности, содержания, форм и методов получения образования.
Смена образовательной парадигмы. На современ-ном этапе развития общества образование находится в состоя-нии глубокого системного кризиса. Основания кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества, принимающей сегодня крайне негативное очертание, связанное с разрушением це-лостности бытия современной личности. Являясь элементом культуры, образование неизбежно испытывает на себе отрица-тельное воздействие разрушения прежних культур.
Во все времена, участвуя в формировании личности, система образования в неразрывном единстве двух своих функций – со-хранения и развития – была основным хранилищем и транслятором культурных традиций. Поэтому на образовании лежит ответственность за духовное возрождение современного общества, за нравственное воспитание человека, за формирование его то-лерантного сознания, за восстановление утраченной связи поко-лений. Жизнь изменилась и продолжает стремительно меняться, а значит, и образование должно измениться с учетом требований жизни. Сегодня необходима выработка новой культурной пара-дигмы образования, адекватной современным условиям обще-ственного развития, для которой особую актуальность приобре-тает личность, ее духовное становление, а главное, адаптация личности к новым условиям своего бытия.
В современном обществе на первый план выходит человек как ценный ресурс, необходимый для функционирования всех сфер общественной жизни. Поэтому основой культурной пара-дигмы современного образования выступает переход от социо-центризма к антропоцентризму. Аксиологический аспект совре-менного образования в философско-антропологическом измере-нии выражает потребность личности в определении для себя ценностных приоритетов познания. Поэтому идея самоценности личности, развиваемая в рамках гуманитарной парадигмы обра-зования, является чрезвычайно значимой для общества.
Современное образование должно антропологизироваться, то есть поставить в центр внимания проблемы личности и об-щества в их ценностном измерении, сделать установку на зна-ние как средство сохранения, воспроизводства и развития культуры, которая обусловливает гуманистическое и целостное становление личности в обществе. Образование, будучи подсистемой культуры, реализует ее сущностные характеристики, выступает посредником между личностью и культурой. Культурная обусловленность современного образования заключает-ся в переходе от знаниецентрического к культуросообразному процессу развития личности, при этом одной из основных це-лей образования становится культурное самоопределение и са-моразвитие личности в условиях современного общества.
Образование не только выполняет функцию передачи культурных традиций в обществе, но и обеспечивает сохране-ние культуры как ценности. Познание личностью окружающе-го мира существует в виде целостного духовного эквивалента жизненных ценностей, поэтому образование, обусловленное сохранением и культурных традиций, является одной из выс-ших целей общества. Таким образом, говоря о смене образова-тельной парадигмы, прежде всего, имеют в виду признание приоритета становления человека, его духовности, его самосо-зидание, самоформирование, самооформление в личность. Современное образование должно служить развитию человека, общества и цивилизации в целом, т.е. должно перестать быть просто трансляцией культуры и призвано скорее научить чело-века найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое субкультурное пространство.