В современном обществе большинство стран, в том числе и Россия, в стратегии своего развития вполне обоснованно делают ставку на образование. Именно эффективная система образования становится фактором формирования новых общественных отношений. В связи с этим модернизация образования является одним из главных направлений политики российского государства. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма стабильного развития системы образования, соответствия ее запросам и потребностям личности, общества и государства в целом. В настоящее время в полной мере проявился кризис существующей системы высшего образования. Признание кризиса мировым сообществом явилось непосредственной причиной проведения в Париже в конце прошлого века первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию.
Суть кризиса заключается в неэффективности подготовки студентов высших учебных заведений к тому, чтобы справляться с большими потоками информации. Данное явление получило название «функциональной неграмотности». Также кризис системы образования заключается в том, что она с трудом успевает за теми изменениями, которые происходят в современном обществе. С целью преодоления данного кризиса предполагается переход к новой парадигме образования, что требует разработки определенной технологии.
Новая идеология высшего образования основывается на:
1) фундаментализме; 2) когнитивной целостности; 3) методологизме; 4) гуманитаризации.
Фундаментализм подразумевает ориентацию на самые последние достижения в современной науке, трансформацию научного языка на язык учебно-познавательной деятельности.
Когнитивная целостность достигается путем включения в образовательные программы высших учебных заведений новейших концепций и теорий, усиления гуманитарного компонента в системе естественно-научного знания.
Принцип методологизма вытекает из проблемы поиска новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В современном высшем образовании намечается переход от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности. Принцип методологизма способствует развитию познавательной самостоятельности будущих учителей, тому, чтобы они могли отбирать в процессе учебной деятельности действительно необходимую им информацию.
Особое значение в новой парадигме высшего образования отводится его гуманитаризации. Гуманитаризация высшего образования затрагивает несколько проблем: трансформации содержания высшего образования; самого процесса обучения, в котором совместной субъект-субъектной деятельности будущего учителя и преподавателя отводится одно из главных мест. По мнению В. А. Козырева, концепция гуманитаризации педагогического образования исходит из общей идеи гуманитаризации высшего образования вообще. Она состоит в том, что образование, прежде всего, должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главная цель – предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося.
Идея гуманитаризации образования раскрывается и через общие подходы к его осуществлению. Имеются в виду:
– во-первых, реализация полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно-значимых для них образовательных потребностей;
– во-вторых, создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.
Основными векторами гуманитаризации образования, на наш взгляд, должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетентности, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения.
Гуманитарная идея в педагогическом образовании имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. В связи с этим особого осмысления в педагогическом образовании с ценностно-смысловой и технологической точек зрения требует процесс трансляции (передачи) социального опыта от одного человека к другому. Другими словами, здесь речь идет не только о процессе самоопределения человека в окружающем мире, но и о процессе определения в этом мире или образовании (понимаемого, прежде всего, как развитие) другого человека. Нужно заметить, что оба эти процесса имеют в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, поскольку в педагогических вузах образовательный процесс в силу его общей гуманитарной направленности является составляющей процесса профессионального становления.
Из всего вышесказанного следует, что дальнейшее развитие общества невозможно без направленности на гуманистически ориентированное образование, так как общество гуманистично настолько, насколько ценен в нем человек.
В педагогической науке этот процесс рассматривается в качестве основного средства гуманизации образования. Эти два феномена: «гуманизация» и «гуманитаризация» широко представлены в научной литературе, но до сих пор рассматриваются различными исследователями не однозначно. С. В. Хомутцов в связи с этим подчеркивает, что нужно стараться избегать терминологической подмены предмета и деятельности, которая достаточно часто приводит к смещению смысловых акцентов в педагогическом процессе и нивелирует значимость вышеназванных направлений в совершенствовании отечественного образования. Так, латинское слово «homo» в русских словарях переводится как «человек». Производные от него термины humanus и humanitas приводятся порой как слова-синонимы тождественные понятию «человечность», хотя можно выделить различные смысловые контексты.
В философском словаре находим следующее определение гуманизма: «Гуманизм (от лат. Humanus – человечный) – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека». По мнению С. В. Хомутцова, термин «гуманизм» со времен эпохи Возрождения соотносится с мировоззрением антропоцентризма, согласно которому человек мыслится центром мироздания.
В указанном аспекте данное понятие отражает нравственный принцип отношений между людьми, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей, свободное развитие индивида, его природных задатков и способностей. В данном отношении понятие «человечность» близко по значению понятию «личность», благо которой становится основным критерием оценки деятельности социальных институтов. Подобный интерес к личности человека, его внутреннему миру, интересам, устремлениям, самореализации и находит отражение в гуманизации образования, в ее личностно ориентированных технологиях. Впервые слово «гуманитарность» появилось в словосочетании «гуманитарные науки» и было произнесено на латинском языке Цицероном.
Термин «гуманитаризация» позже использовался в нескольких значениях: как «образование», «образованность», «просвещение», в соответствии с понятиями, обозначающими как интеллектуальные достижения человека, так и наличие в нем добродетелей, необходимых в общении. Первоначально в ряде педагогических теорий европейских стран термин «гуманитарный» использовался, когда речь шла об образовании человека –формировании его по образу и подобию некого высшего идеала. А. С. Кравец говорит о том, что слово «гуманитарный» впоследствии закрепляется за комплексом наук (гуманитарные науки), имеющих своим предметом те или иные проявления человеческой духовности, т.е. за филологией, этикой, философией, историей, культурологией, эстетикой и т.д. Соответственно, представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т.е. тех людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами.
Принципиальное различие между гуманитарными и естественными науками с особой силой было подчеркнуто баденской школой неокантианцев (особенно Г. Риккертом), считавших, что естествоиспытатели познают объективные предметы и их целью является описание общего, типичного, универсального (т.е. поиск законов природы), а гуманитарные науки изучают проявление человеческого духа, субъективность и уникальность человеческой жизни. Г. Риккерт указывал, что в гуманитарных исследованиях на первое место выходят ценности человеческой жизни (значимые исторические события, жизнь великих деятелей, гениальные литературные произведения и т.п.). Это противопоставление гуманитарных и естественных наук было поддержано также представителями феноменологической герменевтики, которые указывали, что в естествознании стремятся к объяснению событий (природы), а в гуманитарной сфере возможно лишь понимание феноменов человеческой жизни. С точки зрения С.В. Хомутцова, разделение понятий «гуманизм» и «гуманитарность» имеют принципиальное значение. Гуманизм – это обращение к потенциалу лучших личностных качеств человека – духовной полноты, альтруизма, творческой активности, доброй воли, самоуправления, умения решать сложные практические задачи и пр. Он формирует выраженную индивидуальность в целом гармонично развитой одухотворенной личности. А гуманитарность, прежде всего, включает набор общекультурных гуманитарных знаний и дисциплин, призванных сформировать сознание субъекта, предполагающий обращение к высшим идеалам, общекультурным ценностным началам, сформированным в культуре. В первом случае преобладает воспитательный (личностный) аспект, а во втором – образовательный (дисциплинарный) аспект, обеспечивающий знаниевый фундамент для формирования гуманной личности.
В педагогическом процессе одним из аспектов усиления гуманистических (человеческих) начал следует считать гуманитаризацию образования, которая до сих пор неоднозначно понимается и трактуется исследователями, раскрывающими разные грани многоликого и в то же время целостного процесса образования человека, формирования его личностных качеств и общечеловеческих начал.
Итак, термин «гуманитарный» употребляется в отношении определенных профессиональных занятий, целью которых является понимание поведения человека, его внутреннего мира, духовной жизни, мира человеческой культуры. Разделяя точку зрения А. С. Кравец, считаем необходимым отметить тот факт, что общее корневое слово Homo, которое находится в основе вышеприведенных терминов, указывает на их смысловое единство. Гуманитарные науки отвечают своей первоначальной функции лишь тогда, когда они раскрывают уникальность и неповторимость каждой личности и служат гуманистическим идеалам. По мнению С. В. Хомутцова, которое, на наш взгляд, является довольно справедливым, в период расцвета техногенной цивилизации противостояние двух культур (гуманитарной и естественнонаучной) достигло своего пика, разделив не только целостность духовной культуры всего общества, но и внутренний мир человека на два пространства. Появилась необходимость в организации некоего культурного диалога, которая нашла свое отражение в тенденциях всеобщей гуманитаризации образования. А. С. Кравец отмечает, что гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманитаризация же образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т.е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин. Если «гуманизация образования» в широком смысле означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам, то «гуманитаризацию образования» связывают с учебно-методическим содержанием преподавания в вузе.
Следует, конечно, иметь в виду, что гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению будущих учителей к гуманистическим ценностям в рамках учебного процесса и внеучебных форм активности. Она направлена на преодоление одномерности личности, ее частичности (партикулярности), задаваемой профессиональной специализацией.
Таким образом, гуманитаризация – это увеличение доли гуманитарного знания в общей подготовке любого специалиста, увеличение количества подготовленных специалистов в области гуманитарных наук. Имеется в виду увеличение поликультурного и социально-гуманитарного компонентов в образовательном процессе, акцентирование внимания на таких общественных дисциплинах, как культурология, социология, история, признание их приоритетности. «Гуманитарность (образованность человека) –«не только как сумма определенных знаний и умений, получаемых человеком, и не столько знания (в том числе знания о самом человеке), гуманитарность –это степень действительного самоопределения человека в культуре».
Итак, гуманитаризация является дополнительным и необходимым компонентом профессионального образования. Она также является способом приобщения будущих учителей к духовным ценностям цивилизованного мира, не ограничиваясь при этом узкой профессионализацией. В настоящее время, когда проблема гуманитаризации высшего образования стоит особенно остро, основное внимание, на наш взгляд, должно быть уделено вопросу гармонизации гуманитаризации и профессионализации в рамках учебного процесса. Несомненно, квалифицированный специалист, в нашем случае – будущий учитель не может быть сформирован без профессионализации. Но полноценная личность не может быть сформирована без гуманитаризации. Не можем не согласиться с А. С. Кравец, которая утверждает, что «помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности. В этом освоении или, вернее, приосвоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Личность – это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре и на основе культуры. Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно – обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры. Гуманизм в образовании по большому счету и должен способствовать самовыражению личности в мире культуры, ее свободному самоопределению». Т.М. Елканова и Н.М. Чеджемова под гуманитаризацией образования понимают систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования, определяя гуманитаризацию образования как направленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование и развитие целостного личностного отношения к действительности с акцентированием внимания на мотивационных и оценочных аспектах, при котором актуализация усвоенных профессиональных знаний специалиста является не нейтральной, а осуществляется в соответствии с четко выраженными нравственно-ценностными, моральными критериями.
Всецело разделяя точку зрения С.В. Хомутцова, мы приходим к выводу, что гуманитаризация образования – это сложный, многогранный процесс, предполагающий: повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых дисциплин; включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов гуманитарного характера; усиление поликультурной направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры; систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений.
3.