Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Состав:
1. Зачинщик
2. Участники толпы
3. Добросовестно заблуждающиеся
4. Обыватели
5. Повышено внушаемые люди
6. Любопытные
Социально-психологические исследования показывают, что измененные состояния сознания могут возникнуть под воздействием толпы, находящейся в возбужденном эмоциональном состоянии. При этом человек может впасть в состояние транса, который усиливается звуками барабанов (ритмичная музыка), песнями, танцами, заражением толпы, наркотиками.
Возможные объяснения психических феноменов в толпе приводятся ниже:
1. Примитивизация психики, активизация протопсихики, то есть слоев психики, которые характерны для древних людей. Основными регуляторами поведения на уровне протопсихики являются инстинкты.
2. В толпе возникает процесс эмоционального взаимного заражения. Соответственно интенсивность эмоций и их роль в общем объеме функционирования психики резко возрастают.
3. Нахождение в толпе оказывает влияние и на личностную сферу человека. Возникает потеря чувства идентичности и деперсонализация.
4. В толпе у человека могут появляться измененные состояния сознания, затрагивающие ощущение, восприятие, эмоции и когнитивную сферу.
5. Когнитивная система человека оказывается перегруженной. Она адаптируется к перегрузке, минимизируя объем и интенсивность интеллектуальной и коммуникативной деятельности.
Поведение в толпе:
1. Уменьшение или полное прекращение общения на межличностном уровне с помощью вербальной коммуникации.
2. Бесцельность движений и перемещений в толпе, которая проявляется в повышенной агрессивности людей; психомоторном возбуждении, в хаотичной, бесцельной физической активности, низком контроле координации движений и действий; склонности к однотипным движениям.
3. Высокая импульсивность действий участников толпы, быстрый отклик на указы и призывы лидера.
4. Подражание движениям и поведению лидера и более активных участников толпы.
5. Высокое эмоциональное возбуждение, проявляющееся в частых выкриках отдельных слов, фраз, междометий; в несосредоточенном взгляде, бегающих глазах; в нервности, порывистости движений.
6. Эмоциональная лабильность, проявляющаяся в виде частой смены настроений, в легкости впадения в состояние ярости, гнева или восторга.
7. Высокая категоричность в оценках, мнениях, суждениях. Отсутствие чувства меры.
8. Потребность в простых решениях, не требующих долгой умственной работы. В толпе господствует категорический императив поведения: «Да здравствует», «Не допустить», «Заставить» и др.
9. Неспособность к созидательной деятельности.
10. Возможность возникновения у некоторой части членов толпы слуховых, зрительных, обонятельных иллюзий и галлюцинаций.
11. Возможность у отдельных членов толпы (психически и нервнобольных) возникновение припадков с судорожным синдромом.
12. Склонность участников толпы сбиваться в более плотную группу.
Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
- многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);
- высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства);
- эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);
- неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);
- отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель не ясна, или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).
Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.
Коллективное бессознательное универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.
Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом (1875–1961), который в работе «Психология бессознательного процесса» (1916) уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов.
В понимании К.Г. Юнга содержание коллективного бессознательного – это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.