пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Образ человека в лингвокультурном аспекте

Антропоморфизм всегда был и остается самым сильным и самым универсальным эвристическим принципом. Человек может смотреть на мир только по человечески. В центре мира стоит человек как личность , имеющая тело, душу, речь, т.е. человек со всеми его чувствами, мыслями, поступками и т.д.

В мифологическом сознании человек - это центр мироздания. В древности в нем видели антропоморфное воплощение вселенной: вертикальное положение человека - это его устремленность к небу с чем связаны его "высокие помыслы" , а горизонтальное в человеке - это все земное и тленное.

Ученые отмечают сложность изучения образа человека в древнеславянской культуре в связи с тем, что древнерусская культура не зафиксировала письменно дохристианских преданий, которые передавались в устной традиции, сохранялись в народных обрядах и обычаях.

Фольклорные источники описывают жизни человека в трёх основных измерениях : рождение, брак, смерть.

Обряды, связанные со свадьбой, похоронами или рождением ребенка или другим событием, всегда несли магические свойства.

Священные действия, относящиеся к таким жизненным моментам, призваны била защитить человека от злых сил, придать ему уверенности и привлечь удачу.

Внешний облик человека складывается из трёх составляющих:

1. Голова и ее части;

2. Тело;

3. Ноги.

Если в современном представлении голова - центр переработки информации, то у древнего человека всё, что связано с головой, соотносилось с:

1. небом (небо ,солнце, луна, звёзды; мифологема голова-солнце легла в основу таких фразеологических единиц, как : голова кругом, голова горит , голова закружилась

2. Бог, главное, важное (золотая голова);

3. Интеллектуальные способности ( Голова на месте, голова дубовая ,без царя в голове);

4. Характеристика разных с разных сторон ( как снег на голову, голова пухнет, хоть кол на голове чеши);

5. ФЕ имеют преимущественно положительную коннотацию.

Части головы:

1. Глаза ( не то же самое ,что очи. Глаза есть у всех, очи только для человека. Очи - орган интуиции.)

Глаза - важнейшая часть головы и лица. Древнейшая мифологема, давшая жизнь нескольким метафорам, сохранившихся до наших дней, - это глаз = Божества. В языке глаза имеют сочетание с глаголами движения.

Волосы:

1. В первую очередь волосы имели охранную функцию;

2. Вместилище силы и опыта;

3. Вместилище памяти и воли;

4. Стрижка волос = изменение жизни;

5. Волос = человек.

Нос:

1. Нос - это человек

Сунуть нос , повесить нос, задирать нос, водить за нос,

Не видеть дальше собственного носа - Not to be able to see beyond one's nose;

Задирать нос - with one's nose in the air;

Совать нос не в своё дело - To stick one's nose into others peoples affairs.

Борода:

1. Борода, как и волосы, имела охранительную функцию. Дернуть за бороду считалось страшным оскорблением.

Губы и уста:

Губы для всех , уста - для человека.

Слово "губы" распространилось только в XVI- XVII веках, поэтому во фразеологизмах более продуктивно слово "уста"

Из первых уст, из уст в сута, Устами младенца глаголит истина

Слово "уста" часто выступает в значении "говорящий человек"

Язык:

1. Орудие говорения

Язык не поворачивается

2. Процесс говорения

Прикусить язык

3. Выражение ямоций

Развязать язык, распустить язык

Зубы, ухо, ус и др. - используются в меньшей степени

Рука:

1. Символ власти права, силы (иметь где-то руку, правая рука);

2. Символ богатства. Орудие приобретения материальный благ зачастую нечестным путём ( запустить руку куда-то , нагреть руку на чём-то , дать на лапу, прибрать к рукам);

3. Компонент "карман" ( набить карманы, залезть в чужой карман);

4. "Перст"как часть руки (перст судьбы, один как перст);

5. В основном негативная коннотация или оценка.

Золотые руки - A dab hand;

Держать в своих руках - To hold well in hand;

Из первых рук - At first hand/ First hand experience;

Простить руки - To sееk somebody's hand;

Переходить из рук в руки - To change hands.

Ноги:

1. У славян носи считались принадлежностью демонов ( Сам чёрт ногу сломит, как левая нога хочет, встать с левой ноги, земля горит под ногами, земля уходит из под ног, отрясти прах со своих ног. Сама лексема левый связана с дьяволом). Все черти и демоны в представлении славян были хромыми. В русских сказках - нечисть безпятая. Плохие ноги у всех мифологический персонажей, которые рождены землёй. В ногах валяться , ноги моей здесь не будет , брать ноги в руки, еле ноги унести .

2. Выражения, ассоциативно связанные словами : след ,ступать, путь, дорога и др. Сбиться с правильного пути, беспутный, перейти кому-то дорогу, замести следы .

3. Ряд ФЕ со словом "стопа" . Направить стопы, по стопам.

Спина: тяжелый труд и защита (спину гнуть, как за каменной стеной, за широкой стеной )

Пуп : центр (пуп земли ). В мифологии пуп обладает особой ролью , вероятно потому, что через пуповину ребенок связан с матерью . Кроме того, пуп - это центр живота.

Одежда тоже воспринимается как часть человека. Родиться в рубашке. Лопать шапку . Фразеологизмы, связанные с одеждой, тоже, как правило, несут негативную окраску


20.02.2018; 00:27
хиты: 345
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь