Язык отражает действительность, культура - неотъемлемый компонент действительности. Следовательно, язык - это просто отражение культуры. Когда изменяется действительность , меняются культурно-национальные стереотипы ,то изменяется и сам язык. Язык - это просто зависимая часть культуры. Язык , как таковой, на культуру не влияет никак. Язык - это окружающая среда , вне которой мы жить не можем . Язык не существует вне нас. Он находится в нас самих, в нашем сознании и нашей памяти. Неогумбольдтианцы , школы Сепира и Уорфа разработали гипотезу лингвистической относительности. Идеи Гумбольдта активно развивались его последователями. Сущность языка с точки зрения данной теории заключается в том, что он является "силой" , действие которой осуществляется в следующих формах :
- Язык, как сила духовного формирования
- Язык, как сила культурного творчества
- Язык, как сила исторической жизни
- Язык, как сила, формирующая представление человека об окружающем мире
В этом аспекте определяет миропонимание , внутреннюю форму и оказывает влияние на культуру народа .
Подход К. Леви-Строс
Язык - факт культуры , т.к.:
- Он составная часть культуры , которую мы наследуем от наших предков.
- Язык - основной инструмент , посредством которого мы усваиваем культуру.
- Язык - важнейшее из всех явлений культурного порядка , т.к. если мы хотим понять сущность культуры (науку, религию, литературу ), то должны рассматривать эти явления , как коды , формируемые подобно языку , т.к. естественный язык имеет хорошо разработанную модель. Следовательно, концептуальное осмысление культуры может произойти только посредством естественного языка.
По словам Леви-Строса : язык это специфический способ существования культуры. Отношения между языком и культурой могут рассматриваться , как отношения части и целого. Но при этом, язык автономен по отношению к культуре в целом (в традиционной лингвистике ).
Каждый носитель языка является и носителем культуры. Следовательно, языковые знаки способны выполнять функцию знаков культуры и служат средством представления основных установок культуры , что и позволяет отражать кульутрно-национальую ментальность .В каждой культуре можно выделить свои ключевые слова ( концепты ). Чтобы слово признали концептом , оно должно быть частотным и использоваться в составе фразеологических единиц. Культура существует и развивается в языковой оболочке.