Культура – изначальное значение – целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека. Текущее значение – совокупность всех форм деятельности субъекта в мире, основанная на системе установок и предписаний, ценностей и норм, образов и идеалов, это наследственная память, которая «живёт» в диалоге с другими культурами.
С точки зрения культурологии выделяется намного больше подходов к пониманию определения культуры.
Подходы:
1. Описательный
Перечисляются отдельные элементы и проявления культуры (обычаи, ценности, ритуалы, идиомы и т.д.). Культура определяется как совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни далёких звероподобных предков и служащих двум целям:
а)защитить человека от природы;
б)упорядочиванию отношений людей друг с другом (З. Фрейд);
2. Ценностный
Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Чтобы объект обладал ценностью, надо чтобы человек создавал наличие в нем этих свойство (предмет ценен тогда, когда человек наделяет его ценностью).
"Культура - реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств" М. Хайдегер.
Недостаток: при таком подходе происходит сужение взгляда на культуру, т.к. негативные проявления не учитываются.
3. Деятельностный
(Б. Малиновский: "Культура - свойственный человеку способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности");
Культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей. Деятельность человека и породила культуру ( четвертую среду обитания человека: природа, общество, человек, культура ).
Культура - преображение человеком природы по законам общества.
Имеются не только артефакты , но и мир смыслов, в который человек вкладывает продукты деятельности, и в саму деятельность. При этом смысл порождает появление новых смыслов, следовательно, мир смыслов безграничен и необъятен.
4. Функционистский
Культура характеризуется через функции, которые она выполняет в обществе: информативная, адаптивная, коммуникативная, регулятивная и пр.
Недостаток: нет единой теории функций и нет разработанной классификации.
5. Герменевтический
(Герменевтика- наука, изучающая тексты)
Культура рассматривается, как множество текстов и механизм, создающий совокупность текстов.
Текст- это вместилище информации и уникальное, порождённое своеобразием личности автора произведение.
Недостаток: нет однозначного понимания текста.
6.Нормативный
Культура- совокупность норм и правил, регламентирующих жизни людей, программа образа жизни. Это наследственная память коллектива, выражаемая в определенных запретах и предписаниях. Культуры различных народов отличаются типом материально-духовного присвоения, их реакцией на мир.
Деятельность субъекта основывается на предписаниях , извлекаемых им из культуры.
Таким образом, культура - не только способ присвоения, но и отбор объекта для присвоения и интерпретации.
7.Духовный
Культура- духовная жизнь общества, поток идей и других продуктов духовного творчества.
Кертман: "духовное бытие общества и есть культура".
8. Диалогический
(В. Библер, Б.А. Успенский: "культура - форма общения её объектов")
Выделяются этнические и национальные культуры, создаваемые отдельным народом. Внутри национальной культуры выделяются субкультуры. Кроме того, также есть и метакультуры ( объединяет разные народы). Все эти культуры вступают в диалог. Чем больше развита национальная культура, тем больше она тяготеет к диалогу с другой культурой/ми, становясь богаче, но стандартизируясь.
9. Информационный
Культура - система знаков, используемых обществом, в которых зашифрована социальная информация (аналогия с компьютером).
В культуре есть специальные языка, есть объем социальной памяти, есть программы социальной памяти, есть программы человеческого поведения.
Т.е. культура - информационное обеспечение общества, социальная информация, которая накапливается в обществе с помощью знаковых систем.
10. Символический
Внимание акцентируется на употреблении символов в культуре; по словам Лотмана: " культура - это " символическая вселенная", некоторые её элементы становятся символами народов"/
11. Типологическая
(М. Маргардашвили, С.С. Аверинцев)
Люди при встрече с представителями других народов склонны воспринимать их поведение с позиции своей культуры (культурные барьеры).