Внимание в этой парадигме переключено с объекта на субъект. С позиции антропоцентрической парадигмы, человек познаёт мир «через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в мире» (по Ю.С. Степанову)
Антропоцентрическая парадигма 20 века
- Исследует языки, как зеркало человека. (Языковая картина мира)
- Изучает отнесенность человека к процессу коммуникации. (Коммуникационная лингвистика)
- Изучает роль языка в познавательных процессах и когнитивной организации человека
- Вычисление того, каким образом язык существует в самом человеке (Внутриобъективная лингвистика)
То есть, в 20 веке язык был признан важной составляющей и условием существования культуры, как фактор формирования культурных кодов (пословицы, поговорки). Из этого следует, что появились новые установки и цели исследования языка, новые ключевые понятия и методики. Исходя из этого можно сделать вывод: формирование антропоцентрической парадигмы привело к развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, так как центром внимания культуры является языковая личность во всём её многообразии.
Лингвокультурология – наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии народов, которые отразились и закрепились в языке. Одним из базовых понятий в лингвокультурологии является языковая личность.