- Школа Степанова
- Школа Арутюновой
- Школа РУДН
- Другие школы
В рамках диахронического подхода к анализу языкового выражения национального менталитета развивались отечественные школы 20 века. В 20 веке в Москве сложились 4 основные лк школы.
Школа Степанова
Эта школа по методологии близка к концепции Бенвениста. Бенвенист предложил единую концепцию членения языка в виде схемы уровней лингвистического анализа, определив естественный язык как знак образования особого рода среди всех семиотических систем с двукратным означиванием его единиц в систему языковых средств и в систему речи. Цель школы – описание культуры в диахроническом аспекте, верификация их содержания проводится с помощью текстов разных эпох, то есть с позиции внешних наблюдений, а не активного носителя языка. Значительный вклад в развитие лк направления в отечественном гуманитарном знании вес знаменитый словарь Ю. Степанова «Константы. Словарь русской культуры». Концепция словаря основана на анализе прежде всего языковых данных. Предполагается, что вся совокупность культур всякого общества состоит в значительной степени в операциях с этими концептами, при этом дописьменная историческая запечатлена не в археологических памятниках, а в самом значении слов, представляющих собой развитие индоевропейского культурного наследства. Исконный словарный состав – это первое оригинальное достояние культуры. Характеризуя язык с различной стороны, Степанов попытался отразить сущности языка через следующие образы:
- Как язык индивида
- Как член семьи языков
- Как структура
- Как система
- Как тип и характер
- Как компьютер
- Как пространство мысли и «дом духа» ( то есть как результат деятельности народа и результат творческой личности)
Школа Н. Арутюновой
Школа исследует универсальные термины культуры, извлекаемые из текстов разных времен и народов. Эти термины также конструируются с позиции внешнего наблюдения, а не носителя языка. Эта деятельность отражена в разных изданиях проблемной группы « Логический анализ языка» при институте языкознания РАН. В предисловии к одному из сборников Арутюнова пишет: « Человек живет в контексте культуры. Она является для него второй реальностью. Он создал ее, и она стала для него объектом познания. Природа познается извне, культура – изнутри».
Школа Телия (Московская школа ЛК анализа фразеологизмов)
Эта школа исследует языковые сущности с позиции рефлексии носителей живого языка, то есть это взгляд на владение культурной семантикой с непосредственно через субъект языка и культуры. Такая концепция близка позиции Вежбицкой, то есть это имитация речедеятельностных ментальных составляющих говорящего. Телия предлагает свой способ интерпретации национально-культурных смыслов языковых единиц с позиции наблюдении внутри языка. Например, при интерпретации словосочетания «больная совесть» в ЛК аспекте важна не только ценностная модальность , но и то, что это обуславливает психологический дискомфорт, потому что нравственный изъян вызывает неодобрение, осуждение в обществе и говорится это в неформальных условиях речи при определенном раскладе социально-культурных статусов и ролей собеседников. Внимание Телии было уделено ЛК анализу фразеологизмов, а целью школы является описание культурной и этнической коннотативной семантики фразеологических и выявленных личностных характеристик сознания.
Школа РУДН
Создана Воробьевым и Шаклеиным. Эта школа развивает концепцию Верещагина и Костомарова, исследующую так называемую безэквивалентные языковые единицы. Безэквиваленные языковые единицы – обозначают специфичные для данной культуры явления, которые являются продуктом кумулятивной функции языка и могут рассматриваться как вместилища фоновых знаний, то есть знаний, имеющихся в сознании говорящего. Различия между языками обусловлены различиями культуры. Легче всего они демонстрируются на материале лексической единицы и фразеологизмов, поскольку номинативные средства языка наиболее прямо связаны с внеязыковой деятельностью.
Все эти школы ставили следующие цели и задачи:
- Выявить место культуры в процессе образования языковых концептов.
- Уточнить, в какой части значения языкового знака прикрепляются культурные смыслы.
- Выяснить, осознаются ли эти смыслы говорящими и служащими, и как они влияют на речевые стратегии.
- Определить реальное существование культурно-языковой концепции носителя языка.
- Описать концептосферу, а также дискурсы культуры ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры.
- Систематизировать основные понятия данной науки, то есть создать понятийный аппарат, который позволил бы анализировать проблему взаимодействия языка и культуры в динамике, а также обеспечивали бы взаимопонимание в пределах антропоцентрической парадигмы.
Московская семантическая школа.
Одним из основателей является Апресян. В одной из своих работ он утверждает, что в каждом естественном языке отражается определенный способ восприятия мира. Этот способ навязывается в качестве обязательного всем носителям данного языка. В способе мыслить мир воплощена цельная коллективная философия, своя для каждого языка, при этом образ мира, запечатленный в языке во многих существенных деталях, отличается от научной картины мира. Эти идея дали толчок для развития синхронного исследования языкового менталитета и языковой картины мира.
Новомосковская школа концепта анализа.
Представители: Замуняк, Левонтина, Шмелева.
Вслед за Вежбицкой авторы исходят из положения о том, что ряд слов и выражений естественного языка являются ключевыми к пониманию важных особенностей культуры народы, пользующегося данным языком. Речь идет о представлениях о мире, свойственных носителям и воспринимаемых ими как нечто самоочевидное. Важно не то, что утверждают носители языка, а то, что они считают само собой разумеющимся. Представления о мире находят отражение в семантике языковых единиц, так что овладевая языком, носитель языка сливается с этим представлением, а будучи свойственным всем носителям, оно оказывает определяющее воздействие на ряд особенностей культуры.
Волгоградская школа.
Основатели – Карасик и Шейгал.
В качестве единиц изучения фигурируют реалии, лакуны и фонетические значения. Школа ориентирована на изучение и интерпретацию культурных доминантов, зафиксированных в языковом сознании и речевом поведении.
Воронежская школа.
Эта школа изучает национальное коммуникативное поведение. Национальное коммуникативное поведение (НКП) – совокупность норм и традиций общения определенной ЛК общности.
+ Кемеровская, Иркутская, Екатеринбургская школы
Таким образом, ЛК исследования российских лингвистов сосредоточены на культурных функциях языка и национально-культурной специфике языкового применения.
6.