Изначальное значение: целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека.
С 18 века под культурой понимается все, что появилось благодаря деятельности человека, его целенаправленным размышлениям.
В 19 веке возникает антропология как одна из первых наук о человеке и его культуре. В рамках антропологии выделяется когнитивная антропология. Это наука, которая рассматривает культуру как систему символов, специфически человеческий способ познания, организацию и ментальное структурирование мира.
С этой точки зрения в языке заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Они не присущи человеку имманентно(от рождения), они формируются в процессе приобщения человека к культуре.
В 60 годы 20 века в нашей стране сформировалась культурология, как самостоятельная наука о культуре. Она появилась на стыке философии, истории, антропологии, социологии, психологии, этнологии, этнографии, лингвистики, искусствоведения, семиотики, информатики, синтезируя данные этих наук под единым углом зрения.
Тем не менее, несмотря на длительное изучение, до сих пор не существует единого понятия культуры, нет даже общего взгляда на пути ее изучения.
В обыденной жизни культура употребляется в 3 значениях:
1) Определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерства культуры, театры, музеи, уч. заведения)
2) Совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
3) Высокий уровень качественного развития духовных достижений.
С точки зрения культурологии выделяется намного больше подходов к пониманию и определению культуры.
1) Описательный
Перечисляются отдельные элементы и проявления культуры (обычаи, ценности, ритуалы и т.д.). Культура определяется как совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям:
- защите человека от природы
- упорядочиванию отношений людей друг с другом
2) Ценностный
Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми, чтобы объект обладал ценностью, надо чтобы человек осознавал наличие в нем этих свойств.
Культура – реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. Но при таком подходе происходит слияние взгляда на культуру, т.к. негативное проявление не учитывается.
Культура – свойственный человеку способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности.
Культура не существует вне деятельности человека и соц. общностей. Деятельность человека и породила культуру (четвертую среду обитания).
4) Функционистский
Культура характеризуется через функции, которые она выполняет в обществе (информативная, адаптивная, коммуникативная, регулятивная и др.). Но нет единой теории функции и разработанной классификации.
5) Герменевтический
Культура – множество текстов и механизмов, создающих совокупность текстов.
Текст – и вместилище информации, и порождение своеобразной личности автора произведения.
6) Нормативный
Культура – совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь людей, программа образа жизни, наследственная память коллектива, выражающаяся в определённой системе запретов и предписаний
7) Духовный
Культура – духовная жизнь общества, поток идей.
Духовное бытие общества – культура
8) Диалогический
культура – форма общения ее субъектов
Внутри нац. культур выделяют субкультуры
Чем больше развита нац. культура, тем больше она тяготеет к диалогу с другой культурой, становясь богаче, но стандартизируясь
9) Информационный
Это система создания, хранения, использования и передачи информации. Система знаков, используемых обществом, в которых зашифрована социальная информация
В культуре есть спец. языки, объем соц. памяти, программы человеческого поведения
Культура – информационное обеспечение общества, которое накапливается с помощью знаковых систем
10) Символический
Внимание акцентируется на употреблении символов в культуре
Латман: Культура – «символическая вселенная»
Некоторые ее элементы становятся символами народов
11) Типологический
Люди склонны воспринимать поведение людей с позиции своей культуры
Если обобщить, то почти все исследователи отмечают, что культура:
1. характеризует жизнедеятельность личности и общества в целом
2. является специфическим способом бытия человека
3. имеет свои пространственно-временные границы
4. раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека, а также через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, языковые формы, символы и знаки
Для лингвокультурологии наиболее ценным будет определение, в котором определяющее взаимозаменяемо с определяемым и способно обозначать свойство, поддающееся как минимум косвенному наблюдению.
С этой точки зрения наиболее перспективными кажутся деятельностный, нормативный, диалогический и ценностный подходы к культуре.
Культура – это совокупность всех форм деятельности субъекта в мире, основанная на системе установок и предписаний, ценностей и норм, образцов и идеалов, это наследственная память, которая «живет» в диалоге с другими культурами.
Итак, культура – это «свод правил» коллективного существования, набор способов социальной практики, хранимых в социальной памяти коллектива, которые выработаны для социально значимых практических и интеллектуальных действий. Нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются через научение поэтому овладение национальной культурой требует серьезных интеллектуальных и волевых усилий.
4.