Основные категории и единицы текста
Наличие специфических категориальных свойств является одним из конституирующих признаков любого текста и дискурса.
Текстовая категория (характеристика) – такой признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. это типологический признак. Текстовая категория – это типичный признак текста, который запрограммирован уже на уровне первичного авторского замысла и представляет собой отдельный параметр этого замысла.
Основные признаки текста: -цельность -связность -членимость -тематичность -логичность -темпоральность -локальность -оценочность
В списке категорий текста, предлагаемом разными учеными и школами, упоминаются: -когезия(сцепление)
-информативность -ретроспективность -рекуррентность(повторяемость) -референция(отнесенность к чему-л)
-изотопия(повтор семантических элементов) -инициальность/неинициальность
-пресуппозиция(необходимый семантический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении)
-импликация(что-то в тексте явно не открыто, но подразумевается) -прогрессия/стагнация -художественное время -образ автора
Единицы текста – важное звено, связующее план выражения и план содержания художественного текста.
Единицы текста называют по разному:
-сверхфразовое единство(СФЕ)
-сложное синтаксическое целое(ССЦ)
-прозаическая строфа
СФЕ – многокомпонентная единица, включающая несколько предложений, объединенный в смысловом и структурном планах.
Критерии выделения СФЕ:
-смысловой
-логический
-синтаксический
-ритмомелодический
-эмоциональный
-прагматический
Принципы выдвижения как принципы описания текста (конвергенция, сцепление, обманутое ожидание, сильная позиция).
Изучая художественные текста невозможно ограничиться идентификацией и пояснением отдельного стилистического приема или только одной какой-нибудь особенностью или функцией. Необходимо рассмотреть все произведения в целом или отдельные законченные его отрывки так, чтобы охватить выраженные в нем идеи, мысли и чувства.
При описании теста как целостной единицы необходимы принципы широкого охвата. В качестве таких принципов стилистика декодирования предлагает принципы выдвижения.
Выдвижение – способы оригинальной организации текста, фокусирующие внимание на определенных элементах сообщения и устанавливающие семантически-релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней.
Общие функции типов выдвижения:
1. Устанавливают иерархию значений и элементов внутри текста, т.е. выдвигают на первый план особенно важные части сообщения.
2. Обеспечивают связность и целостность текста и в то же время сегментируют текст, делая его более удобным для восприятия.
3. Защищают сообщения от помех и облегчают декодирование, создавая такую упорядоченность информации, благодаря которой читатель сможет расшифровать ранее неизвестные ему элементы кода.
4. Выполняет функцию экспрессивности – передает смысл с увеличенной интенсивностью и имеет своим результатом эмоциональные и логические усиления, которые могут быть или не быть образными.
Конвергенция – схождение в одном месте пучка стилистических приемов, участвующих в единой стилистической функции. Взаимодействуя, стилистические приемы оттеняют, высвечивают друг друга, и передаваемый ими сигнал не может пройти незамеченным.
Конвергенция – одно из важных средств обеспечения помехоустойчивости.
Конвергенция создается целым набором стилистических приемов:
1. Инверсия с далеко оттянутым от начала подлежащим
2. Повтор
3. Многосоюзие(and…and)
4. Ритмичность
5. Авторский неологизм
6. Экспрессивный эпитет(vast)
7. Необычное сравнение, при котором неабстрактное слово поясняется конкретным, а конкретное – абстрактным(tides-conscience)
Сцепление – появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающие целостность тексту. Помогает раскрыть характер и суть единства формы и содержания в художественном произведении в целом(а не отдельных его форм). Сцепление проявляется на любых уровнях и на разных по величине отрезках текста. Сходства элементов в парадигматике может быть фонетическим, структурным или семантическим.
Сцепление осуществлено:
-симметричным расположением конструкций
-тождественностью слов в позициях подлежащего
-тождественной формой -фонетическим сходством -графическим сходством -антонимичностью, создающих антитезу глаголов
Обманутое ожидание(термин Р.Якобсон) – предсказуемость или непредсказуемость того или иного
стилистически релевантного. Суть: последующее частично дано в предыдущем. Непрерывность, линейность речи означает, что появление каждого отдельного элемента подготовлено предшествующими. Читатель его уже ожидает, а он заставляет ожидать и появление других. Однако если на этом фоне появляются элементы малой вероятности, то возникает нарушение непрерывности, которое действует подобно толчку. Неподготовленное и неожиданное создает сопротивления восприятию. Преодоление этого сопротивления требует усилия со стороны читателя, а потому сильнее на него воздействует.
Обманутое ожидание встречается в языке на любом его уровне. В лексике это могут быть:
-архаизмы
-заимствования
-авторские неологизмы
-слова со специфичной лексической окраской
-использование перифраза, оксюморона и т.д.
-параллельные конструкции
-антитеза
-аллитерация
Сильная позиция
К сильным позициям относятся заглавия, подзаголовки, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки), анаграммы, цитаты, аллюзии. С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части(текста в целом)