пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


24. Выразительные средства языка и стилистические приемы. Фонетические и графические выразительные средства.

 

Выразительные средства (фигуры речи)

 

Не создают образов, а повышают выразительность речи и усиливают её эмоциональность при помощи особых синтаксических построений. (Инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции и т.д)

 

Выразительные средства (синтагматические) основаны на линейном расположении частей и эффект их зависит именно от расположения.

 

Широкое распространение имеет деление на выразительные средства языка и стилистические приемы.

 

Стилистические приемы – намеренное и сознательное усиление какой-либо типической структурной и/или семантической черты языковой единицы (нейтральной или экспрессивной), достигшее обобщения и типизации и ставшее таким образом порождающей моделью.

 

Термин «прием» используется условно, имея в виду типизированность того или иного поэтического оборота, а не его целенаправленность.

 

Фонетические выразительные средства и стилистические приемы

Фонетические стилистические средства делятся на исполнительные и авторские. Исполнительскими называют фонетические средства, допускающие варьирование, имея в виду, что при перекодировании произведения из письменной формы в устную возможны, в известных пределах, некоторые различия в интерпретации его звучания, что, естественно, изменяет и смысловую интерпретацию.

 

т.е. происходят изменения высоты тона, длительность произнесения, громкость, ускорения и замедления, вообще темп речи, разрывы в произнесении, паузы, расстановка более или менее сильных смысловых и эмфатических ударений.

 

Авторские ФС. Здесь фонемный состав текста, его инструментовка и стихотворный размер целиком зависят от автора. Авторские фонетические средства, повышающие экспрессивность речи и ее эмоциональное и эстетическое, воздействие, связаны со звуковой материей речи через выбор слов и их расположение и повторы.

 

Инструментовка -подбор слов, имеющих такую звуковую форму, которая м.соответствовать усилению экспрессивного содержания данного отрезка речи.

 

Формы инструментовки:

 

  1. Эвфония (euphony)-благозвучие, красота звучания, подбор звуков, наиболее соответствующих эмоциональному настроению отрезка речи. Соответствие звучания содержанию. Например, преобладание долгих гласных и дифтонгов [i:], [ai], сонанты/губно-губные, носовые создают впечатление плавности, мягкости.

 

  1. Ономатопея (onomatopoeia – onemete’pie) –звучание языка повторяет внеязыковое звучание, т.е. это звукоподражание. Звуковая живопись – тексту придается коннотативность, экспрессивность.

 

”hiss”, “powwow”, “murmur”, “bump”, “grumble”, “sizzle”, “ding-dong”, “buzz”, “bang”, “cuckoo”, “tintinnabulation”, “mew”, “ping-pong”, “roar” – они являются средством номинации.

 

  1. Аллитерация (alliteration) –повтор одинаковых согласных в начале или середине слов, входящих в данный отрезок речи. Прием восходит к древнегерманской поэзии. На уровне аллитерации существует много фразеологизмов, поговорок и устойчивых словосочетани:

Tit for tat; betwixt and between; neck or nothing; blind as a bat; to rob Peter to pay Paul. Bush:

 

“The world will know our courage, our constancy, and our compassion” – звук «К»-показывает твердость позиции.

 

А. используется в названиях худ.произведений: “Sense and Sensibility”, “Pride and Prejudice”(Jane Austin), “The School for Scandal”(Sheridan), “A Book of Phase and Fable”(Brewer).

 

Аллитерация в оригинале и в переводе : silken sad uncertain rustling of each purple curtain

(E.A.Poe) «И шелковый, печальный, неожиданный шорох каждой сиреневой шторы»

 

Благодаря А.создается музыкально-мелодический эффект, выразительность, эффект муз.сопровождения. “Deep into the darkness peering, long I stood there wondering, fearing,

 

Doubting, dreaming dreams no mortals ever dared to dream before”. (E.A.Poe)

 

  1. Фоносемантическая теория – звук речи связан с опр.содержанием. (осн. Воронин Станислав Васил.): [l] – плавный, нежный, мягкий, [i] – радостный, [d] – сумрачный, [m] – дает усыпляющий эффект:

 

“How sweet it were…

 

To lend our hearts and spirits wholly

 

To the music of mild-minded melancholy;

 

To muse and blood and live again in memory”.

 

(Tennison-”The Lotus Eaters”)

 

The furrow followed free. (S.T.Coleridge)

The Italian trio tut-tuted their tongues at me. (T.Capote)

 

 

  1. Ассонанс (assonance) –вокалическая аллитерация. Вид зв.повтора, образуемого посредством повторения одних и тех же или сходных гласных звуков, чаще всего ударных. результат – интонация настойчивого повторения.

 

Nor soul helps flesh now // more than flesh helps soul (R.Browning)

Dreadful young creatures – squealing and squawking (D.Carter)

 

  1. Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.

 

Положение рифмы в стихе и строфе подчиняется той или иной схеме. По вертикальному размещению различают рифмы смежные (аа, bb), перекрестные (аb, аb) и опоясывающие(аb, bа). По слоговому объему рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем слоге) и дактилические (ударение на третьем от конца слоге). Для английского стиха, благодаря редукции окончаний и преобладающей в исконных словах односложности, характерны мужские рифмы.

 

Одинаковость позиций может быть разной: по сходству положения в стихе различают концевые рифмы, внутренние, начальные (редкий вид) и рифменные акромонограммы.

 

Внутренние рифмы разбивают длину строки и создают противоречие между тем, как она написана и как звучит.

 

  • Oh! a private buffoon is a light-hearted loon,

 

  • If you listen to popular rumour;

 

  • From the morn to the night, he's so joyous and bright,

 

  • And he bubbles with wit and good humour!

 

  • (W.S. Gilbert. The Yeoman of the Guard)

 

  • Начальными, или головными,называют иногда рифмы, соединяющие конец одной строки с началом следующей. Другое, более специальное их название — рифменная акромонограмма. Акромонограммаесть лексико-композиционный прием *-слоговое, лексическое или рифменное повторение на стыке строк. Лексическая

 

акромонограмма называется также подхватом, анадиплозисоми стыком,но в этих случаях важен повтор, а не его расположение на стыке строк.

 

  1. Ритм – всякое равномерное чередование, например, ускорения и замедления, ударные и неударные слоги, повторение образов, мыслей.

 

  • поэзии ритмика неотделима от метрики, то есть разнообразии стихотворных размеров, основанных на ударении.

Ритм прозы основан на:

 

 Повторе образов, тем и других элементов текста  На параллельных конструкциях

 

 На употреблении предложений с однородными членами  На специфическом расположении определений

 

Ритм и метрические средства чаще имеют не изобразительную, а выразительную функцию. Раздел поэтики, посвященный ритмической структуре литературных произведений и ее эффективности в передаче мысли и эмоций называется просодией.

Графические  выразительные  средства.  Особенности  шрифта,  графон:  капитализация,

 

дефисное написание, скобки, курсив, удвоение. Эмфатическая пунктуация (восклицательный и вопросительный знаки, эмоциональные паузы, отсутствие пунктуации)

 

Рассмотрим такое средство выразительности как шрифты, выявим их основные характеристики.

Рассмотрим требования, которые к ним предъявляют и рекомендации по их использованию.

 

С.И. Галкин дает такое определение шрифту - это графическая форма букв и знаков какого-либо алфавита (кириллического, латинского и пр.). В.В. Тулупов пишет, что шрифт — это комплект строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

 

Шрифт обладает следующими характеристиками:

  1. Размерные характеристики:

 

  1. Кегль - это расстояние от самой верхней точки самой высокой буквы до самой нижней точки самого длинного подстрочного выносного элемента.

 

газета дизайн выразительное средство

  1. Интерлиньяж - пробел между нижней и верхней линиями шрифта смежных строк.
  1. Характеристики начертания: наклон, плотность, насыщенность.

 

  1. Характеристики рисунка: наличие или отсутствие засечек, соотношение основных и соединительных штрихов.

 

Графон (граффон) —

умышленное

искажение орфографической нормы,

отражающее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальные

или

диалектные

нарушения   нормы фонетической.

По

своему

составу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

различаются

интериорные

графоны,

которые

 

реализуются

в

составе

слова,

например англ. 'cause вместо because,

и  контактные,

которые  реализуются

на

стыках  слов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

например англ. gonna вместо going to. Первичная функция графонов — характерологическая: при помощи их в речи персонажа выделяются фонетические особенности, которые характеризуют его как представителя определённой социальной среды, диалекта или отражают его индивидуальные особенности. Вторичная функция графонов обуславливается идейно-эстетическими позициями автора и всем содержанием произведения.

 

  • истории отечественного языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретик логического, или смыслового направления, Ф. И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:

 

1. способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и

 

2. выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

 


15.01.2018; 15:52
хиты: 2341
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь