Автор хотел назвать свою лекцию «европейское средневековое чудо», потому что феномен Западной Европы нигде больше не повторен.
Под этим феноменом автор подразумевает тот факт, что Западная Европа развивается не по закономерностям цивилизационной теории, где общество сначала сильное, воинственное, совершает набеги, захватывает территории, устанавливает свою власть, а потом наступает расцвет культуры и смягчение нравов, падение воинского духа, в следствии чего новые воинственные народы уничтожают данную цивилизацию. Западноевропейская цивилизация не знала падений с 1000 г.
Автор делает вывод о том, что такое «чудо» оказалось возможным, потому что в Европе с тех пор не складывалось настоящих, долгосрочных империй.
Аргументы автора:
- Европа не затронута набегами, в основном, поэтому не строит стен и не создает армий и бюрократического аппарата
- Феодальная раздробленность создает прецедент: нет сильного центра, которому если служить, то получишь право собирать налог с земли. Есть только твой замок, твои крестьяне и доход от их хозяйства. Крестьянское хозяйство не развивается в спокойствии, а внешний стимул – феодал, собирающий налоги. Так трудом крестьян складывается экономическое чудо средневековой Европы. Еще один феномен: монастыри договариваются между собой, чтобы не воевать в церковные праздники, не нападать в воскресенье и прочее. То есть движение за мир идет снизу. Король не может поступиться клятвой, потому что тогда его объявят отлученным от божьей милости и все присяги, которые ему приносили, станут недействительны. А у него кроме них ничего и нет.
- В определенный момент священнослужители начинают стремиться к освобождению от зависимости от королей и прочих представителей светской власти. Противостояние пап и монархов становится системой сдержек и противовесов. Поэтому не создаются империи, поэтому происходит «здоровая конкуренция», не наступает упадка, так как только империя ограничивает прогресс.
Так, примерно с 1000 г. Европа развивается, не приходит в упадок, по мнению автора.