Взгляды Чернышевского и Добролюбова выражены в их рецензиях на исторические труды. Они поддерживали положения Герцена, роль народа в ИР. Характер исторической науки - история, как наука, может изображать интересы определенных соц. групп.
В истории идет та же борьба, что и в политической жизни. Одна из общественных формаций – феодализм – это шаг назад.
А.П. Щапов (1831 – 1876) окончил Казанскую духовную семинарию. Написал магистерскую диссертацию «Раскол в РПЦ». До Щапова религиозный вопрос специально не изучался, изучался только в контексте проблем.
Заслуга Щапова состоит в том, что он, в отличие от предшественников показал, что религиозный раскол - не только религиозное, но и соц. явление. XVII век – эпоха религиозности и проявление светскости. Население рассматривается, как существующая система, данная от Бога. , что ее изменять нельзя
Абсолютизм, крепостное право – естественное явление, низы не могут это изменить, т.к. это дано свыше, Раскол церкви дал им мощное оружие в борьбе против феодалов. Любое отступление от старой веры рассматриваются старообрядцами как протест, борьба.
Раскол – форма социального протеста.
Щапов – автор «Истории русского земства», монографий по данным вопросам.
Община в духе идей революц-демократов – ячейка социализма.
Щапов умер в Иркутске.