Школа историков, обращавшихся к истории быта.
Быт – описание жизни человека.
Повседневность – объяснение повседневных дел через призму сознания человека, объяснение мотивов поведения. Зародилось еще в середине 19 в. в России.
Иван Егорович Забелин (1820 -1908)
Первый историк, который стал рассматривать быт русского народа как самостоятельную проблему. При этом объяснял быт сквозь призма сознания человека àпо сути описывает повседневность.
Забелин и имел специального исторического образования. Изначально занимался историей как хобби.
Основные труды:
- «Домашний быт русских цариц в 16 -17 вв.»
- «домашний быт русского народа в 16-17 вв.»
Каждая примерно по 400 стр. Забелин в 1-й работе описывает нравы, царившие в русских дворцах, праздничную и обыденную жизнь цариц, выделяет различные формы быта (пример: публичный быт)
Дает объяснение повседневности через сознание цариц.
Во 2-й работе вначале описывает сознание русского народа, потом переходит к быту.
Быт верхов и низов одинаков, отличалась лишь форма быта, это зависело от богатства и бедности людей.
За эти работы Забелин был признан научным обществом в Ми СПб.
Позже приступил к многотомному описанию Москвы. Однако, не сумел довести до конца. Было выпущено два тома, закончившись на 18 в.
Николай Иванович Костомаров (1817-1885)
Отец – помещик, которого убили крепостные.
Учился в Харьковском универ-те. Участвует в революционно-демократическом движении. Потом был арестован и сослан в Саратов. Работал в разных уч. заведениях. 2 раза защищал магистерскую диссертацию (в 1-й раз защита сорвалась из-за негативного отзыва Устрялова). Становится профессором и возглавит кафедру СПб-гоунивера.
«Русская истории в жизнеописаниях ее главнейшей деятелях» - главный труд. 3 тома.
Начинается с кн. Владимира Святого, заканчивается Елизаветой Петровной. Описывает военачальников, религиозных деятелей и др. знаменательных личностей.
Описывает жизнь и поведение этих людей через призму их сознания.