Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Крупнейший исследователь в историографии. Родился в Москве, отец – священнослужитель. В 13 лет 12 раз прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. В 1845 году защитил магистерскую диссертацию; в 1847 году защитил докторскую диссертацию. Посвящена средневековой эпохе. Учился в МГУ.
Пишет многотомную историю России (один том 500 стр.) 29 томов. Дошел до 1775г. смерть прервала его деятельность.
Написал первую подлинную историографическую работу. Писал учебники (один учебник переиздавался 15 раз.)
Являлся ректором МГУ.
Обучал царских детей.
Взгляды Соловьева. Государственная школа.
- Факторы исторического процесса
- Природно-климатическая среда (подчеркнул, что по мере развития гос-ва и общ-ва значение этого фактора начинает ослабевать)
- Этнические (связана с особенностью территории русского народа – на стыке Запада и Востока; западные и восточные тенденции повлияли на русский народ.)
- Религиозный ( на историю воздействия множества обстоятельств, они зачастую противоречивы)
Лишь в одном моменте Соловьев не сделал шаг вперед – Соловьев почти не уделял внимания на экономический фактор. Частично взгляды Соловьева находились под влиянием идеализма (неверно…)
Главная проблема творчества Соловьева – отношение народа к государству
Соловьев исходит из того, что невозможно показать историю государственности, не показав историю народа. И наоборот. Отсюда название его школы – Государственная школа.
Общее настроение народа определяют форму государства. «каждый народ заслуживает то гос-ва, которое оно имеет». Гос-ва и народ тесно переплетаются. Т.е. моголы, варяги и др. заграничные народы НЕ влияют на гос-ва. Основа – внутренние события, а не внешние.
Этапы исторического процесса по Соловьеву
- Родовой; отношения строились на основе родовых связей. Общины объединенные в племена. Основание для владения властью – старшинство. Власть у старейшин. (современное понятие: первобытно-общинный строй)
- Вотчинный; основа власти – вотчина –территория, принадлежащая тому или иному коллективу и управляемая князем. Начало этапа связано с Андреем Боголюбским (отказался приезжает в Киев править, остался во Владимире, подчеркивал приоритеты вотчины).с этого момента вотчинные отношения заменялись на государственные.
- Государственный; связано с возникновением Московского княжества и в последствии Московского гос-ва. Это неизбежно ведет к столкновению взглядом Московских князей и вотчинников. Эта проблема 2-х начал: гос-ое начало и вотчинное начало. Позитивно оценивает деятельность московских князей, усиливающих гос. власть и снижающих власть бывших вотчинных князей.
- Этап развития российского государства; начинается с эпохи Петра 1, когда гос-ое начало утвердилось, когда гос-ва начинает проводить реформы. Соловьев защищает реформы Петра. Эти реформы были «подготовлены» самим русским обществом.
Все эти этапы связаны с общественным состоянием в соответствующие периоды.
Кроме Соловьева с позицией гос. школы выступали и др. историки:
Константин Дмитриевич Кавелин
Считал, что гос-во неизбежно отражает те явления, которые происходят в обществе à совпадает с Соловьевым.
Однако, предлагал в частных моментах свою точку зрения.
Вопрос о происхождение КП был расхожим у Соловьева и Кавелина.
С. связывал его с «бедностью страны», крайне незначительными ресурсами страны. Это заставило гос-во вытягивать эти ресурсы из масс путем их закрепощения.
К. считал,что это потребность общества, да, оно «насильственного характера». В целом, оправдывает КП. КП- «вопль отчаявшегося гос-ва» .
Кавелин – КП- это продолжение родовых традиций, когда рядовой член рода подчиняется старшему родственнику – старейшине. Теперь вместо старейшины – государь. А масса населения – это рядовые члены рода, и они подчиняются государю. Крепостной –в какой-то мере «низшиц» родственник феодала.
14) Бытовая историческая наука второй половины 19 в.
Школа историков, обращавшихся к истории быта.
С. связывал его с «бедностью страны», крайне незначительными ресурсами страны. Это заставило гос-во вытягивать эти ресурсы из масс путем их закрепощения.
К. считал,что это потребность общества, да, оно «насильственного характера». В целом, оправдывает КП. КП- «вопль отчаявшегося гос-ва» .
Кавелин – КП- это продолжение родовых традиций, когда рядовой член рода подчиняется старшему родственнику – старейшине. Теперь вместо старейшины – государь. А масса населения – это рядовые члены рода, и они подчиняются государю. Крепостной –в какой-то мере «низшиц» родственник феодала.