Первые либеральные движения в России народники и славянофилы. Чаадаев – первый сложившийся либерал. Философическое письмо: Особого пути развития у России нет. Должно идти дорогой Зап. Европы. Идя по своему пути Россия наносит удар мировой цивилизации.
Западники (Грановский, Герцен): Считают эталоном ист. Пути – путь запада. Народ порабощен, поэтому власть и народ не едины.
Славянофилы.
Хомяков. «Записки о всемирной истории». Анализирует мировую историю. Вывод» современный народ дел. на 2 типа: 1) Общинный 2) Необщинный. Русский народ 1 тип. У общинных народов в массовом сознании идея соц. Равенства. На этой почве сущ. Крестьянская община. У необщинной – идея равенства в прошлом. Главные личностные характеристики: предприимчивость, эгоизм. Русского народа чувство коллективизма. Недоверие к богатству, стремление к духовным ценностям.
Славянофилы, признав особый путь ист. Пути, отвергают единство власти и народа. Народ угнетен.
Слав. и зап. По-разному оценивают деятельность Петра 1.
Беляев. 1860 «Крестьянство на Руси». Была посвящена крестьянству. Первая работа, посвящённая соц. низам. Осн. Внимание уделяет закрепощению крестьянства.
Предшественники: Крепостное право рассматривалось как естественный процесс. Оценивалось положительно. Резко негативную оценку ему дал Радищев. Беляев доказывает, что КП тормозит развитие России.
Предшественники по-разному трактуют возникновение КП.
Карамзин: КП сложилось одномоментно. Событие – Соборное уложение 1649 г.
Эверс: КП сложилась в 1257(перепись населения). Складывалась столетиями.
Соборное уложение 1649 юридически оформляло КП, но та система начала складываться предшествующие десятилетия.
Судебник 1497. Неделю до и после Юрьева дня. Судебник 1550 увеличивал плату пожилого. 1581 – заповедные лета (нельзя уйти в Юрьев день). СУ 1649 закрепощение.
Беляев начинает процесс закрепощение с 1497 г. 2 этап -1550. 23– 1581, 4 – введение урочных лет, 5 – 1649 г. По СБ:
- Крест. прикреплены к земле.
- В личной зависимости, Беляев полагал, что СУ не устанавливало личную зависимость крестьянина от феодала, это произошло в эпоху Петра 1.
Гос-во прикрепляло к земле крестьян, а феодал должен о нем заботиться(партнёрство). А когда оно прекращается, тогда происходит становление личной зависимости.
Герцен «О развитии революционных идей в России». Функции истории когда-то рассматривались как предмет, который описывает прошлое в XVIII в. Татищев указывает пользу истории для других профессий. Ломоносов указывает важность истории для патриотического воспитания. Герцен: необходимо знать прошлое, воспитывать, уяснить, оценить современность и извлечь советы на будущее. Герцен обращает внимание на принцип объективности. Предшественники идеализировали монархию. Герцен первый, кто, обращаясь к прошлому подверг критику монархию, вслед за Радищевым.
Роль народных масс в истории. Опубликовал воспоминания декабристов. Причины возникновения декабризма. Возникло на почве реальных противоречии. На Сенатской площади декабристам не хватило народа.