XV век: По мере восстановления государства появляются новые историографические произведения. В троице-сергеевом монастыре Епифаний премудрый составил Троицкий летописный свод:начинается с повести временных лет, затем следующий материал, закончил 1408 годом. Епифаний Премудрый использовал много истор источников. Характерная черта-автор подчеркивает Москву и Московское княжество в жизни Руси. Был обнаружен Миллером всер 18 века, до нас не дожил, сгорел в 1812 году, но были сделаны копии. (Возможно Троицкая летопись относится к 15 веку)
- В сер 15 века на Руси появляется новый тип сочинений-хронографы. Автор первого хронографа серб по национальности Пахомий Логофет. Хронограф строится по проблемам, состоит из самостоятельных новелл.; хронограф состоял на 2/3 из истории мира, 1/3 история россии. История Р. рассматривается как часть мировой истории.
-XVI век:Воскресенская летопись — летопись, представляющая собой общерусский летописный свод середины XVI века (1547), учитывающий в отражении событий интересы великих князей московских, один из первых по богатству использованных материалов и по полноте известий. Обнаружена в Воскресенском монастыре. Крупнейшая летопись, V = 1000 листов. В начале ряд листов посвящён римским императорам. В неё было включено произведение – «Сказание о великих князьях Владимирских». ß Его содержание должно было подчеркнуть особое место правителей Русского государства в мировой истории. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика. -> имеют законное право править миром. Воскресенская летопись постоянно подчеркивает особое место России в мировой истории.
Воскресенская летопись подчеркивает значение Москвы в преодоление остатков памяти раздробленности и в объединении земель.
Никоновская летопись до присоединении Казани
-Сер 16 века: Никоновская летопись. Хранилась в личной библиотеке Никона. V = 1601 листов. Начинается с повести временных лет и до 1552 года взятие Казани. Превышала по обЪему Воскресенскую летопись. Руководствовалась божественным умыслом. Рассказывает о политике и личности правителя.
-Наряду с летописями и хронографами появляются публицистические произведения. 1570-е гг Князь Андрей курбский-«История о Великом князе московском»-состояла из переписки и мнения Курбского о Иване Грозном. Призвано очернить Ивана Грозного то есть показать его жестокость и тд. Рассказывает с религиозной точки зрения (бог отвернулся от него, он в плену у дьявола).