Основное направление - стремление преодолеть каноны классического монументализма, обрести черты реалистического ис-тва. Жанровая скульптура (Ф.Ф. Каменский «Первый шаг», 1872 и «Вдова с ребенком», 1868; М.А. Чижов. «Игра в жмурки», 1872 и «Крестьянин в беде», 1872). Самый крупный скульптор - М.М. Антокольский («Иван Грозный»,1871; «Петр I», 1872; «Христос перед народом», 1874; «Нестор-летописец», 1889) – исторические портреты, не принадлежащие ни одному направлению. Монумент скульптура сохранила характер мемориалов-памятников в честь знаменательных событий, в память о людях: памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862) – отказ от монументальности (М.О. Микешин); памятник Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880, А.М. Опекушин): поэт стоит, задумавшись, в свобод позе, моментальное вдохновение и скромный облик Пушкина возвышенный и прекрасный. Скульптура рубежа вв. - П.П. Трубецкой (бронз памятник Алекс III, передал характер: тяжеловес внушит фигуры царя, сидящий на коне - образ давящей грубой силы, грозного величия + сатирический подтекст) и С.Т. Конёнков: остросоциальная тема («Портрет рабочего-боевика 1905 г Ивана Чуркина» 1906 г.); славянская мифология, фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.). Творчество А.С. Голубуиной: портреты (бюсты Маркса 1905,Белого 1907) и А.М. Матвеева – мастера изображали обнаженные натуры в античном духе («Спящий мальчик» 1907).