Особенности:
1. С 90-х годов – в общественно-политической жизни России вновь начинается подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение.
В это время распространяется марксизм, общество проявляет к разным трудам огромный интерес. Молодежь (интеллигенция) читает научную литературу.
2. Это Серебряный век русской литературы, когда события рубежа веков так ярко отражаются в разных произведениях. Множество литературных кружков, журналов, в которых поэты реагируют на изменения в стране. То критикуют власть, то критикуют революционеров. Их взгляды меняются, можно проследить как один и тот же поэт вырастает из приверженца большевизма, в его противника.
3. Это время воспринимается людьми как «рубежность», «переход». Эти идеи мы можем встретить не только у политиков, но и среди художественной интеллигенции. В это рубежное время пишут свои произведения: Коровин, Серов, Врубель, Сомов, Рерих и другие. В их картинах и пейзажи («Мартовский снег» Грабарь), и мифологические сюжеты («Демон сидящий» Врубель), и бытовые сцены («Девочка с персиками» Серов), и исторические («Петр I» Серов), и реализм как что-то консервативное («Великий постриг» Нестеров), и примитивизм как что-то новое и яркое («Стрижка баранов» Кузнецов, «Венера» Ларионов).
4. Манифест 17 октября 1905 г. – способствовал не только политическим изменениям, но и культурному просвещению народа. Была ликвидирована цензура, свобода печати, что увеличило количество выпускаемых журналов.
5. Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Происходит синтез разных видов искусства. Например, такое художественное объединение как «Мир искусства», куда входили: Серов, Брюлов, Сомов, Рерих, и многие другие.
Интересно то, что например, Врубель и Римский-Корсаков были знакомы именно по подобному кружку. Врубель вдохновлялся произведениями Рим.Кор. и писал свои известные картины.
Одним из главных клубов интеллигенции стал Московский литературно-художественный кружок, в котором участвовали и писатели, и художники, и ученые, и артисты. Среди них были: Чехов, Станиславский, Ковалевский.
К 1901 г. – появилось Религиозно-философская организация, где обсуждались вопросы религии и философии.
6. В кругах художественной интеллигенции широко распространялись идеи «нового религиозного сознания». Оно основывалось на утопической идеи, согласно которой новая религия должна была стать главным фактором в нравственном обновлении человека.
На этом фоне и некоторые представители социал-демократов попытались создать теорию богостроительства – т.е. соединить религию и социализм.
Ленин и Плеханов выступали яркими критиками богостроительства. Считали это невозможным. Плеханов высказывался по этому поводу так: богостроительство – душегрейка для интеллигенции, которая не может оправиться после поражения 1905-1907 гг.
7. В 1909 г. появляется сборник статей о русской интеллигенции – «Вехи». Авторами были широко известные публицисты, ученые, религиозные философы, литературоведы. Почти все они были кадетами или близкими к ним по взглядам: Булгаков, Бердяев и др.