Развиваются 3 направления:
Классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образы и строгое соблюдение определенных норм и правил.
Представители: Кантемир, Ломоносов, Херасков, Тредиаковский.
Кантемир А.Д. (1708- 1744 гг.) – переводил некоторые иностранные произведения, писал сатиру. В его сатирических произведениях поднимается вопрос о сословиях. Он критикует каждое сословие, рисует наиболее яркие негативные моменты.
Являлся родоначальником обличительного жанра.
Так же писал басни и религиозные произведения. Некоторые его сочинения были запрещены.
Тредиаковский В.К. (1703 – 1768 гг.) – переводил (например, с фр.яз. «Остров любви»), являлся переводчиком Славяно-Греко-Латинской Академии. Занимался историей древних цивилизаций.
Херасков М.М. (1733 – 1807 гг.) – автор эпических поэм («Россиада» и «Владимир Возрожденный»). Характерная черта его произведений – серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта.
Державин Г.Р. (1743 – 1816 гг.) – известность писателю пришла после публикации в 1782 г. оды «Фелица», в которой он восторгается императрицей Екатериной II.
Главным объектом поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий.
Оды: «Бог» (1784 г.), «Гром победы раздавайся!» (1791 г.), «Вельможа» (1794 г.), «Водопад» (1798 г.) и др. (многие оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти).
Сумароков А.П. (1717 – 1777 гг.) – создатель первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий.
Ему присуще многообразие жанров: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии;
В стихотворной технике использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.
В его произведениях прослеживается конфликт: любовь против гражданского долга.
Фонвизин Д.И. (1744 – 1792 гг.) – язык в произведениях лаконичен. Также большое внимание он уделяет крестьянскому вопросу.
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для будущего императора Павла Петровича;
Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха
Сентиментализм – направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние чувства.
Человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество => вера в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества;
В произведениях главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию;
Пустой светской жизни, развращенным нравам светского общества противопоставлялась идиллия деревенской жизни, бескорыстная дружба, трогательная любовь у семейного очага. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению;
В России одним из первых произведений подобного рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1790 г.), «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800 г.) и т.д.;
Сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека; утверждение духовного равенства людей независимо от положения в обществе;
Жанры: элегии, послания, песни и романсы;
Представители: Н.М. Карамзин
Карамзин Н.М. (1766 – 1826 гг.) – выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма.
Создатель «Истории государства Российского» в 12-ти т. – одного из первых обобщающих трудов по истории России.
Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы».
«Письма русского путешественника» (1791-1792 гг.) и повесть «Бедная Лиза» (1792 г.; отдельное издание 1796 г.);
Романтизм – литературное направление, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Человек – бунтарь противопоставляется целому обществу.
Представители: поэзии В. А. Жуковского, ранняя поэзия А. С. Пушкина, герои Лермонтова, философская лирика Ф. И. Тютчева.