Изменения в литературе XVII в. были связаны в первую очередь с изменениями в общественной жизни. В литературе отражались противоречия общественной жизни, новые для общества явления и тенденции.
Особенности:
1. Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой. Устное народное творчество (басни, былины, пословицы) записывается.
2. Происходит переход от героев исторических (князей, царей, святых и тд) к вымышленным. Вымышленными героями становились простые люди: посадские, из крестьянской среды, низший слой дворян и т.д. Складывается не просто 2 образа: хороший и плохой. Каждый герой имеет собственный характер. Да, это еще герой с очень обобщенными качествами, однако уже появляется разнообразие. Привлекает человек как личность, своей индивидуальностью.
3. Средневековый литературный жанр «житие» превращается в биографическую повесть, в которой автор отходит от канонов жития и больше повествует читателю о бытовых проблемах. Например, «Повесть об Улиании Осорьиной» - первая русская биографическая повесть о женщине.
4. Появляются и автобиографические произведения. Например, «Житие», написанное протопопом Аввакумом про себя. Аввакум активно использует новые формы и приемы, отходит от канонического написания житие. В своей автобиографии он вводит народное просторечие в книжный язык, описывает русский быт, высказывает мнение по поводу социальной несправедливости и произвола властей.
5. Развивается новый жанр – демократическая сатира, отражавшая настроения народных масс, обличавшая несправедливость общественного строя. Этот жанр был очень близок по своему содержанию и приемам с фольклорными произведениями.
Например, «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче» – обличают порядки феодального суда с его продажными судьями, пристрастными решениями, откладываниями дел.
«Служба в кабаке» – пародия на церковную службу, в «Сказание о куре и лисице» – высмеивалось духовенство.
«Повесть о Фоме и Ереме» – высмеивание дворянских детей, которые ни к чему не способны.
6. Литература 3 и 4 четвертей XVII в. – пронизаны борьбой старого и нового. В том числе и появляются произведения про «отцов и детей». Столкновение 2-х мировоззрений.
7. Появляется силлабическое стихосложение, основателем которого был Симеон Полоцкий. Силлабическое стихосложение основано на количестве слов в стихе. Поэт писал сатирические произведения.
Например, «Вертоград многоцветный» – сборник.
8. Популярность приобретает переводная художественная литература: рыцарские романы, юмористические рассказы, приключенческие повести, куртуазные романы и т.д. Одна при переводе они изменялись. Например, король становился царем, а быт из французского превращался в типичный русский.