Черты:
1. Для живописи XVI в. – характерны расширение круга тем и сюжетов.
2. Все чаще изображения заказывались русскими князьями, особенно московскими для своего возвышения. Например, такие заказы выполнял сын Дионисия – Феодосий.
3. В середине XVI в. – была написана очень длинная икона-картина (4 метра) «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На иконе-картине Иван Грозный со своим войском шествует после одержанной победы. Среди шествующих: Борис и Глеб, князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Перед ними летит на крылатом коне архангел Михаил.
4. Развитие нового жанра – исторического портрета. Изображались реальные люди.
5. Церковь, боясь еретического вольномыслия в иконописании, стремилась регламентировать живопись:
В 1551 г. – на Стоглавом соборе был принят канон иконописания: все мастера должны были теперь писать с древних образцов, но ничего не выдумывать.
Эта регламентация сдерживала мастеров, и поэтому не было развития живописи. Живопись развивалась с огромным трудом и то за пределами Москвы.
Станковая живопись – произведения имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения.
Монументальная живопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях