XIV в. – «Золотой век» русского иконописания.
Характеристика периода:
- В Москве хорошо приживались и развивались новые стали и школы. Московские мастера примкнули к традициям Владимиро-Суздальской земли. В Москве хорошо уживались и греческое искусство, и феофановская школа. Роспись Феофана Грека и Андрея Рублева Благовещенского собора в Москве.
- В Новгороде иконописцы опирались на местные традиции. Мастера использовали очень яркие цвета, часто писали не просто лики святых, а целые сюжеты: «Снятие с креста», «Битва новгородцев с суздальцами».
- Псковская школа. По стилю очень напоминает новгородских мастеров. Для псковской школы иконописи характерна особая колористическая гамма: темно-зеленые, светло-красные и белые оттенки. Иконы: «Сошествие во ад», «Собор Богоматери», «Троица».
Феофан Грек (1340 – 1410 гг.)
В 70-х гг. XIV в. – в Новгороде творит выдающийся живописец. Он вписывает фигуры в пространство, а фигуру человека делает 3-хмерной. Чаще всего использовал красно-коричневые оттенки, охру и белила. Он работал над росписью церкви Спаса на Ильиной улице в Новгороде, иконы: «Христос Пантократор», «Макарий Египетский», «Христос Вседержитель», «Богоматерь Донская».
Феофан писал также целый цикл фресок в церкви Успения в Новгороде.
Вокруг Феофана собирались ученики, из феофанской школы вышли многие известные новгородские мастера.
Андрей Рублев (1360 – 1430 гг.)
Рублев использовал ромбоедальный принцип построения фигур. Цвета: голубец, темно-вишневый, серебристо-зеленый и золотистый. Он не использовал излишнюю детализацию. В его иконах очень плавные линии и статичные позы.
Иконы: «Благовещение», «Вознесение Господне», «Рождество», «Звенигородский чин», «Троица», «Страшный суд», «Спас»
Дионисий (1450 – 1520 гг.)
Он никогда не работал в одиночку. Однако оставил след в разработке фигур, он придал им более анатомические формы. Его работы: роспись церкви Успения в Иосифо-Волокаоламском монастыре, «Деисус».