- Скань (филигрань) – ювелирная техника, металлический узор из проволоки. Это особый вид обработки металла. Скручивание двух проволочек, образующих веревочку. Обычно дополняется зернью.
На Руси техника скани используется с IX-X веков, в этот период витую проволоку ещё не применяли, а использовались только зерни. В XII-XIII веках такие изделия стали более качественными и уже использовались камни. ВXV-XVI веках стали применяться множество различных материалов: эмаль, дерево, драгоценные камни. Амвросий и Иван Фомин были самыми известными мастерами того времени. В это время скань купить было возможно только состоятельным людям. Скань использовалась для изображения окладов книг.
- Зернь – древняя ювелирная методика. Маленькие шарики из металла украшали изделия, выполненные в технике скани. Шарики серебра или золота напаиваются на ювелирный узор.
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди. Вопрос о прикреплении скани и зерни так, чтобы не было заметно следов припоя, интересовал многих ученых. В разные годы в различных странах делались многочисленные попытки повторить древние подлинники с присущей им чистоты работы. В 1952 г., в результате опытов, проведенных профессором Ф.Я. Мишуковым, утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
- Эмаль (финифть) – тонкий слой стеклянного сплава, нанесенный на металлическую поверхность. Имитирует драгоценные металлы. Виды эмали: выямчатые, перегородчатые. Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались «финифть» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль».
- Чернь (чернение) – на металл наносили контрастный ддругой металл в виде узора (например, на светлый фон темный рисунок).
Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в XVIII в. (см. Великоустюжское чернение по серебру).
- Золочение – нанесение на предмет тонкого слоя золота в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Наиболее распространенные виды: Огневое золочение (Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.); Золочение на глиняной основе (применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения).