а) выступление Ганса Бёхайма
В 1439-1445 г. крестьяне Юго-Западной Германии, придя на помощь свои швейцарским собратьям в борьбе против французских феодальных войск арманьяков, впервые сражались под знаменем «Башмака». Со второй половины XV в. крестьяне все более активно выступают против усиления феодальной реакции. 1460 г. район Хэгау. В 1476 г. началось выступление крестьян под руководством Ганса Бехайма. Движение началось в форме массового паломничества. Руководитель – пастух и литаврщик, прославился как затейник деревенских свадеб и народных праздников. Сочинял стихи. 60-70 тыс. паломников из Франконии, Баварии, Швабии, Эльзаса, Гессена, Саксонии, Тюрингии, Рейнской области, Веттерау и др. Осуждали светскую власть церкви, взимание десятины, требовали полного истребления духовенства, возвращения крестьянам альменды. Говорили – пусть господа трудятся за поденную плату, пусть все будет общим, никто не должен иметь больше другого. В 1493 г. началось движение под знаменем «Башмака», была создана первая конспиративная организация крестьян.
б) движение Бедного Конрада
тайное общество, существовавшее в нач. 16 в. в герцогстве Вюртемберг (Юго-Зап. Германия) и поднявшее в 1514 восстание вюртембергских крестьян и городов. Осн. причинами революц. брожения в Вюртемберге были феод. реакция, тяжелый налоговый гнет, вызванный расточительностью и войнами герцога Ульриха Вюртембергского, произвол властей; непосредств. поводом к восстанию послужило введение новых налогов на мясо, вино и муку. Восстание началось в долине р. Ремса в апр. 1514 и затем распространилось на все герцогство. Оно было направлено против княж. властей, духовных и светских феодалов и гор. патрициата. Крестьяне отказывались платить феод. поборы и нести феод. повинности. В нек-рых городах восставшие захватили власть; в др. местах гор. магистраты были поставлены под контроль общины. Герцог был вынужден созвать в г. Штутгарте ландтаг; ему предшествовали переговоры представителей городов и крестьян, на к-рых были выдвинуты требования участия крестьян в управлении княжеством и секуляризации церк. имуществ. Желая разъединить горожан и крестьян и воспрепятствовать влиянию на ландтаг отрядов повстанцев, расположившихся близ Штутгарта, герцог Ульрих перенес заседания ландтага в Тюбинген. В результате переговоров, при посредничестве представителей имп. Максимилиана I и феодалов Юго-Зап. Германии, 8 июля был заключен Тюбингенский договор - компромисс между герцогом и верхушкой бюргерства. Договор предусматривал нек-рое ограничение власти герцога в отношении объявления войны, введения новых налогов, отчуждения гос. имуществ и т. п., предоставление большинству населения свободы выезда, ограничение расходов герцога, взамен чего города брали на себя выплату почти миллионного герцогского долга. Крестьянские депутаты, к-рым было обещано рассмотрение их жалоб, не были даже допущены на ландтаг. Все население должно было принести новую присягу герцогу. Предательство бюргерства внесло разложение в среду восставших и позволило Ульриху с помощью патрициата и феодалов подавить восстание и жестоко расправиться с его участниками. Восстание "Б. К." было наиболее крупным революц. выступлением в Германии накануне Реформации и Крестьянской войны 1524-25.
в) заговор «Башмака»
В 1502 в Шпейрском епископстве был открыт новый заговор, действие которого распространялось на весь Верхний Рейн. Крестьяне требовали раздела церковных земель, отмены феодальных повинностей, право свободного использования общинных угодий. Несмотря на разгром союза, его руководитель Фриц Йос в 1513 организовал новый заговор с центром в деревне Леен близ Фрейбурга. Кроме крестьян в заговор были вовлечены и другие представители общественной оппозиции. Они выдвинули лозунг упразднения всех властей, кроме императора. В 1517 новый заговор «Башмака» охватил большую территорию Юго-Западной Германии. Выдвинутые крестьянскими союзами требования и пропаганда восстания сыграли важную роль в подготовкеКрестьянской войны 1524-1526 годов.
2. Крестьянское движение в Южном Шварцвальде
а) «Статейное письмо»
кем-то из образованных людей, разделявших настроения самой решительной части повстанцев, был составлен один из главных программных документов Крестьянской войны — «Статейное письмо». Призывая руководствоваться только «Божественным правом», автор требовал полного устранения всех тягот «бедного и простого люда», установленных духовными и светскими господами, и властями, т. е. по сути переворота существующего социально-политического строя. Все сторонники народной свободы должны были объединиться в «Христианский союз», всех противников его автор предлагал подвергнуть «светскому отлучению», полному бойкоту. Дворяне, монахи, священники, не оставившие свои замки и монастыри, чтобы жить и трудиться как обыкновенные люди, и не отвергшие сами свои привилегии во имя всеобщего равенства, подлежали «светскому отлучению», а их замки и монастыри — разрушению. «Христианский союз» должен был привести к полновластию народа.
б) Бальтазар Губмайер. Его «Проект государственного устройства
Составил проект государственного устройства, в котором стремился сочетать революционные идеи Мюнцера и анабаптистов с радикально-цвинглианскими принципами политической самостоятельности общин.
3. Движение крестьян в Верхней Швабии
а) «Меммингенская петиция»
требует
б) «12 статей»
«Двенадцать статей» Несколько политических программ, составленных восставшими во время войны. В этом регионе действовало несколько отдельных групп протестантов. Они решили скоординировать свои действия и составить документ, который стал бы их резолюцией к власти. Требования крестьян Основой для статей стали многочисленные жалобы сельских жителей на невыносимые условия жизни. Все они были объединены и переформулированы в требования социального характера (снижение налогов и т.д.). Документы крестьянской войны в Германии занимательны тем, что к их созданию приложили руку и протестантские богословы, которые стали авторами статей, касавшихся устройства церкви. Например, требовалось предоставить общине право самой выбирать своего священника. Кроме того, восставшие хотели, чтобы их служители церкви проповедовали только так называемое чистое Евангелие, то есть не отступали от тех тезисов, которые были прописаны в Завете. Из этого примера видно, что реформация и крестьянская война в Германии были взаимосвязанными явлениями. Религиозные отсылки прослеживаются во всех тезисах, представленных в «Двенадцати статьях».
4. Социальное движение во Франконии и Тюрингии
а) Яков Рорбах, «Светлый отряд»
Крестьян Неккарской долины возглавлял Яков Рорбах — выходец из крестьянской среды. По приговору революционного трибунала, созданного Рорбахом, были подвергнуты позорной казни — прогону сквозь пики — граф Людвиг Гельфенштейн и его приближенные, начавшие военные действия против восставших. Это внесло панику в среду франконских феодалов и парализовало на первое время их сопротивление. Однако руководство восстанием в целом захватили зажиточные бюргеры, сумевшие направить борьбу по выгодному для них руслу. Сторонник умеренной тактики Вендель Гиплер создал сводный «Светлый отряд», в котором стал начальником полевой канцелярии. Командующим был приглашен рыцарь Гец фон Берлихинген, преследовавший корыстные цели и "впоследствии предавший крестьян. Сторонники решительных действий — Якоб Рорбах и Флориан Гейер были оттеснены от руководства в отряде и ушли из него вместе со своими приверженцами.
б) Флориан Гайер, «Темный отряд»
Черный отряд Флориана Гайера В то время как священники просвещали крестьян, некоторые рыцари и люди, имевшие военный опыт, становились на сторону восставших и оказывались их полководцами. Одним из таких лидеров стал Флориан Гайер. Это был немецкий рыцарь, который руководил отрядами, действовавшими в Швабии. Именно благодаря таким людям великая крестьянская война в Германии не только состоялась, но и регулярно подпитывалась финансовыми средствами. Гайер был родом из дворянской семьи и получил немалое наследство. На свои деньги он закупил снаряжение и обучил людей военному искусству. Из них было составлено формирование, получившее название Черный отряд. Он был создан в Ротенбурге в 1525 году. Тогда же отряд под руководством самого Гайера отправился в Швабию, где разорил множество замков феодалов и католических монастырей. Это нанесло серьезный удар по репутации местных князей, которые до сих пор не рассматривали бедняков как серьезную угрозу. Теперь феодалы собрали настоящую армию и отправили ее в сторону Ингольштадта. Именно тогда достигла своего пика крестьянская война в Германии. Кратко говоря, феодалы всерьез перепугались. Именно они могли оказать оперативное сопротивление в провинции, в то время как императору пришлось бы потратить немало времени, чтобы отправить собственные войска из столицы. - Читайте подробнее на
в) Венделль Гиплер, «Хайльброннская программа»
Гейльброннская программа была направлена против князей, которых предлагалось лишить независимости и превратить вместе с рыцарями в должностных лиц империи, состоящих на ее содержании. Естественно, что такая перспектива могла удовлетворить только разорявшееся рыцарство. Не отвергая в принципе сословных привилегий, проект программы вводил общее для всех «естественное и божеское право» и устанавливал равеяство перед законом за совершенные преступления. При этом предполагалось устранить римское право и изгнать из страны докторов римского права, служивших орудием княжеского абсолютизма. Авторы проекта стремились обеспечить политическое влияние бюргерства в империи и предлагали, в частности, оставить в имперском суде большинство мест (10 из 16) за представителями городов. Есть многие статьи схожие с документом 12 статей.
5. Итоги Крестьянской войны
Крестьянская война была жестоко подавлена войсками Швабского союза. Руководители востания били жестоко наказаны. Поражение Крестьянской войны, тяжело отразилось на положении немецкого крестьянства и бюргерства. Начавшаяся еще до войны сеньориальная реакция все более усиливалась. От поражения Крестьянской войны в наибольшем выигрыше оказались князья, подчинившие себе горожан и дворян и обогатившиеся за счет секуляризации церковной собственности.