Сбором, обработкой и публикацией данных общегосударственной статистики ведало с 1931 г., вместо ликвидированного ЦСУ СССР - Центральное управление народнохозяйственного учета СССР при Госплане СССР. С 1941 г. оно было преобразовано в ЦСУ Госплана СССР, а затем, после войны - в ЦСУ при Совете министров СССР. В период перестройки функционировал Государственный комитет по статистике.
Основными направлениями статистического учета в 20-30-х годах являлись: статистика промышленности и транспорта; статистика сельского хозяйства, в том числе выборочные обследования крестьянских хозяйств и крестьянские бюджеты; статистика народонаселения и др. Предприятиям стали задавать директивный план. В отчет попадала вся без изъятия продукция. По сумме заводских отчетов исчислялся общий темп развития, поэтому такую статистику нельзя назвать достоверной. Учет шел теперь не в натуральных единицах, как прежде, а в рублях. 8 января 1932 г. было принято решение об уголовной ответственности за предоставление неверных сведений о выполнении планов. Высшие органы государственного управления стали заниматься статистикой. Попытки перейти к исчислению объема продукции и производительности труда в последующие годы успеха не имела. Создавать видимость всевозраставшего производства товаров и услуг, неуклонно, из года в год, перевыполняемого плана удавалось с помощью самых удобных, легальных приписок к цене на те или иные виды продукции. Также дело обстояло и в с/х (при посчёте урожайности и объем производ зерна, при этом учитывался бункерный вес, т.е. вместе с отходами, мусором). Единственным критерием, помогающим сориентироваться: там, где речь идет об интересах предприятия, вес наверняка приводится чистый, в тех же бумагах, где делался отчет государству – там липа.
Статист народонаселен. Принципы: 1. Современные переписи всеобщи. 2. Единство программы, т. е. сведения собираются обо всех жителях страны в одно время. 3. В дальнейшем при обработке собранные сведения обезличиваются и используются только в обобщенном виде. 4. Все сведения получают непосредственно путем опроса каждого взрослого лично по их самоопределению. 5. Человек является источником информации о себе, а не комплекс различных постоянных документов о нем. 6. Работникам, проводящим переписи, запрещено сообщать содержание собранных предварительных сведений, записанных в переписных листах. Т. е. перепись не затрагивает ни личных, ни имущественных прав и интересов конкретных граждан. После Октябрьской революции было проведено семь переписей населения - в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.
Статистика не отличалась точностью: в ее основу клались устаревшие данные переписи 1926 г. с приложениями расчетного характера и с поправками на основе отрывочных сведений о движении народонаселения. Акты гражданского состояния регистрировались нечетко. В 1934 г. более четверти населения не были учтены. В этих условиях при определении численности населения приходилось прибегать к прикидкам, и они всегда тяготели к максимуму. С тех пор как был издан единственный за послевоенные годы статистический сборник, целиком посвященный демографической проблематике, информ о численности, составе и движении населения стала появляться только в ежегодниках ЦСУ
и ежемесячном журнале «Вестник статистики».
Фальсификация статистических данных скрывала нараставшее разбалансирование экономики. Недостоверная экономическая и социальная информация закладывалась в постановления съездов КПСС и пленумов ЦК. На ее основе принимались хозяйственные и политические решения. Она проникла в следственные органы, престижным стало не столько качество работы, сколько благополучная статистика, н-р, уровень раскрываемости преступлений зачастую повышали не через улучшение работы, а за счет укрытия от учета неочевидных преступлений. Большое значение имело признание инфляции, к-я вошла в общественную жизнь после того, как осенью 1988 г. в докладах министра финансов и председателя Госплана были обнародованы сведения о несбалансированности союзного бюджета. Появляется и уточняется историческая статистика: о людских потерях в войнах, о числе репрессированных за годы советской власти, о числе жертв коллективизации и голода 30-х годов, о численности наших пленных, служивших в воинских частях фашистской Германии и т. д.