пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Летописи как вид источников и приемы их изучения.

Летописи (в ш см) - историч соч, изложение в кот ведется по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. Летописи (в узк см) - реально дошедшие до нас летописн тексты, сохранивш в одном или нес-ких сходных списках. Родственные жанры: западноевропейские анналы (от лат. annales libri - годовые сводки) и хроники (от греч. chranihos - относящийся ко времени). Летописец - небольш по объемц летописи. Летописчик – небольш летописн произв, посвящ или лицу, его сост, или месту его сост.

Номенклатура летописей: по имени владельца, переписчика летописи, её местонахождению. (Новг 1 летопись (написана на бумаге), Новг харатейная, Новг синодальная (хр в Синоде).)

История летописания. Летописание велось на Руси с XI по XVII в. Допетровский период написания летописей: ничто и никогда не указывает на то, что летописи написаны для потомков; летописание в центре -  до XVI века, на периферии – до XVIII века; появляется хронограф. Летописи приобретают черты хронограф изложения: повествование ведется по "граням" - периодам правления царей и великих князей.

Функции летописей: Эсхатологическая тема ( система религиозных взгядов и представлений о конце света), определяет структуру летописного свода, отбор материала, подлежащего изложению;

Приёмы изучения летописей. Сравнительно-исторический метод А.А. Шахматов (1864-1920) в основе лежит сравнение текстов; сопоставив все списки, вывел разночтения и общие места в летописях; систематизировал разночтения – выявление совпадающих разночтений; восходят к общему источнику – протография; вывел генеалогию летописных сводов. Приселков, А.Н. Насонов, А.С. Лурье – определение личности летописца. Рукой летописца вводили мирские страсти и интересы. Центонно-парафразный метод – И.Н. Данилевский. Всю инф в летописи можно поделить на: фактич и общ места отвлеч истины общ хар-ра (цитаты из Библии). Любая древнерусская летопись – центонное произведение (с лат. «лоскутное одеяло»). Центон – мозаичное произведение, созд из отрывков – парафраз. Летописец рисует 2 картины: истор и прагматич (мифологическую) – «священное писание».

Свод - реконстр текста, легшего в основу всех летописн списков редакции. Исходный текст – протограф.

Понятие авторства. Почти все извест летописи – рез-т работы нес-ких поколений летописцев. Для автора летописи критерием достоверности его личных впечатлений было их соответствие коллективному опыту общества. Отклонение от такого социального стандарта представлялось как несущественное, неистинное.

западноевропейским анналам (от лат. annales libri - годовые сводки) и хроникам (от греч. chranihos - относящийся ко времени)

 

Поздние русские летописи (XVI-XVII вв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. Поэтому работа с ними имеет свою специфику. В то время летописание как особый жанр исторического повествования угасало. Ему на смену приходили иные виды исторических источников: хронографы, Синопсис и т. п.

Еще в XIX в. было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей.

Реконструкции текстов сводов - задача сложная и трудоемкая (примерами могут служить реконструкции Древнейшего свода 1036/39 гг., Начального свода 1096/97 гг., I, II и III редакций Повести временных лет, созданные А.А. Шахматовым; академическое издание реконструкции текста Повести временных лет, подготовленное Д.С. Лихачевым). К ним прибегают для того, чтобы прояснить состав и содержание текста гипотетического свода. В источниковедческой практике исследователи в основном пользуются реально дошедшими текстами списков летописей. В случае необходимости указываются разночтения того или другого фрагмента текста, встречающиеся в иных списках летописи этой редакции


15.01.2017; 22:27
хиты: 1918
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь