Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Возникновение Ф.Философия возникла в древности (VIII-II вв. до н.э.) в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Термин «Осевое время», введенный Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское. Ясперс датирует осевое время 800-200 гг. до н.э.
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Образовано от двух греческих слов: phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Этот термин встречается у Пифагора. Но в качестве названия науки был введён Платоном.
Понимание в разные периоды. Античность: философия – любомудрие. Понимается как «забота о себе». Но для этого нужно знать кто «Я сам» и моё окружение и жить в соответствии с этим знанием, раскрывающим человеческое предназначение – добродетель. Философия складывалась из отдельных наук. Важнейшая – математика. Платон полагал, что Ф. является познанием сущего или вечного, неприходящего. Аристотель: Ф. – исследование причин и принципов вещей. Найти ответы на вопросы: Что мне делать? Как мне быть? Мир-космос. Средние века: Теоцентризм. Мыслители представляли Ф. как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости. Забота о себе – забота о спасении своей души. Возрождение: Антропоцентричное мышление, ориентировано на человека и тесно связано с искусством. «Сделать себя самого» -экзистенциальные мотивы. Новое время: Антропоцентризм, Ф. Бэкон и Р. Декарт. Ядро Ф. – учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. И. Кант считал Ф. наукой о последних целях человеческого разума: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что такое человек? XIX-XX вв.: Нарастают иррационализм, релятивизм, плюрализм. Сочетает новые, неклассические направления и сохраняет традиционные. Исчезает единство понимания Ф.. К. Маркс: Ф. – квинтессенция культуры. Предназначение: изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия. С конца 19 в. многие стали понимать Ф. как теоритическое мировоззрение – систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир, и самого себя. О.Конт: Нужна новая Ф., которая должна превратиться в позитивную Ф., стать общей наукой и суммировать результаты других наук, т.к. все частные науки основываются на предположении. Л. Витгенштейн: Цель Ф. – логическое прояснение мысли, Ф. – работа. Современность: Марксистская традиция, Энгельс: Ф. – наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления. Почти отождествлял Ф. и диалектику.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Объект Ф.- мир как целое.
Предметом Ф. является всеобщее в системе отношений «человек-мир» (отношение человека-субъекта познания-к миру, объекту, материи), «я-другой». Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире. По мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. С развитием Ф. в XX в. сложилась неклассическая точка зрения. Предмет Ф. здесь – это предельное обоснование культуры, принципы разумного отношения к миру и к самому себе. Или всеобщее, но в рамках той или иной культуры, которая определяется языком. Согласно позитивизму, предмет Ф. отсутствует.
К числу главных методов относят: диалектика (учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей), герменевтика (искусство понимания), феноменология (приёмы работы с сознанием), метафизика (учение об общих принципах бытия мироздания); догматизм (суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм); софистика (рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов); герменевтика (направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания).
Цель Ф. не была единой. Цель философии – познать истину. Цель философии - это познание нового через структурирование, классифицирование, обобщение и т. п. старого для улучшения условий жизни человека.
Отличительные особенности философии:
— она является всеобщей и абстрактной;
— в ней присутствует значительный ценностный компонент;
— она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);
— она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;
— она является результатом самосознания всей культуры.
Соотношение Ф. с искусством, религией и с наукой. Искусство и религия, как и Ф., пытаются понять мир как целое. Но искусство осуществляет эту задачу с поглощением воображения, фантазии, художественных образов. Религия – с помощью интуиции, веры. Ф. пытается понять мир как целое, опираясь на логику, разум. В этом родство ф. с частными науками (физика, история…). Философия опирается на разум, рациональные методы. Рациональный – продуманный, логичный.