Челядь – древнейшая категория зависимого населения, известная ещё из договора князя Олега. В этом договоре говорится: челядь – рабы, главный экспортируемый товар Руси. Греков признавал этот формат и говорил, что среди челяди были рабы и не рабы. Во времена русской правды, челядь – это совокупность всего феодального зависимого населения князя и боярских вотчин т.е. челядь – это холопы, зависимые смерды, рядовичи.
- В памятниках переводной литературы, термин «челядь» переводится с латинского слова Familia т.е. большая патриархальная семья.
- «челядь» не упоминается в правде Ярославичей. Холопы, смерды, рядовичи – это всё челядь. Правда Ярославича расшифровывает отдельные категории челяди. Челядь имеет черты рабов и не рабов.
Челядь – это древнейшая зависимая категория населения древней Руси. Т.е. это рабы пленники, которые не имеют прав и этим они отличаются от холопов (рабов местного происхождения). Именно в силу своего происхождения холопы наделены определенными правами, впрочем, в юридическом смысле холопы – это рабы.
Согласно РП – челядь - объект права. Они не несут ответственности за свои поступки. А закуп отвечает за свои поступки и становится холопом. Челядью торгуют как скотом. В РП челядь – рабы.
Челядь часто упоминается в летописных известиях о войнах и княжеских усобицах на Руси. После успешных походов, войны возвращались домой с челядью. «Поучение Владимира Мономаха»: в 1117 г. Взят штурмом город Минск, войны Мономаха не оставили в городе «ни челядина, ни скотины» . Т.е. среди жителей Минска было не только зависимое население, но и свободные; Мономах не делает между ними разницы т.к. попав в плен они становились челядью. Т.е. челядь – это рабы пленники.
Холоп – это раб. Впрочем, в феодальной Руси положение холопа отличается от положения античного раба. Холоп обладает правами, чего не было в античности. Большинство холопов по своему статусу напоминают крепостных крестьян.
Холоп, как и челядь, в РП – рабы. Их жизнь оценивается в 5 гривен. Убийство холопа – это порча чужого имущества поэтому за холопов платят штраф, а не виру. Холоп – объект права, они не отвечают за свои поступки и не могут быть свидетелями.
Ст. 110 указывает признаки становления холопом:
- Самопродажа
- Женитьба на рабыне
- Поступление на службу в Тиуны.
- Продажа свободного за долги
- Бегство закупа.
Будучи местным жителем, холоп имеет определенные преимущества:
- Высший разряд холопов, тиуны, в некоторых случаях могут выступать в качестве свидетеля.
- Холопы могут торговать и брать в долг
Правовой статус холопа был лучше положения античного раба. Однако, не следует связывать это нахождение холопа в феодальном обществе. Различая связаны с тем, что в античном мире рабами могли быть лишь иностранцы.
Смерды делились на две группы:
- Свободные смерды (люди, ещё не успевшие попасть в феодальную зависимость)
- Зависимые смерды
Под словом смерды подразумеваются крестьяне. Лично свободные смерды фигурируют главным образов в летописях, а феодально-зависимые прослеживаются в РП. Смерды – это феодально-зависимые крестьяне. Они составляют лишь часть сельского населения Киевской Руси.
Смерды были зависимы лишь от феодального государства т.е. смерды были подобием черносошных крестьян или государственных. Некоторых смердов могли дарить монастырям и др. частным феодалам.
Согласно РП, смерд – раб, а его жизнь оценивалась в 5 гривен. Но смерд мог иметь коня и хозяйство. Он может выступать субъектом права: платить штраф за провинности. Связан лишь с князем, разрешение которого возможно для наказания.
Рядовичи – это феодально-зависимый человек, заключивший договор с феодалом, который мог иметь разные содержания.
Жизнь рядовича стоила 5 гривен т.е. как холопа => раба
В слово о полку Игореве, рядович сравнивается с искрой, от которой невозможно уклониться сидя у костра. Т.е. рядович уподобляется помощником княжеских тиунов.
Закупы- это одна из разновидностей рядовича. Человек становился «закупом» через получение от феодала «купы». Закуп – человек, не имеющий никакого имущества.
Свободный:
- Может жаловаться в суд
- Несет ответственность за свои поступки
- Нельзя продавать закупа в холопы
- Если закупа убьют по пьяни, то платить 40 гривен.
- Запрещено бить закупа без вины.
- За воровство платит штраф.
Не свободные:
- Ограничены в праве передвижения
- Господин может бить его, если тот провинится
- Лишь в некоторых случаях может быть послухом в суде.
В основе феодальной зависимости лежит послушание. Господина связывают с закупом не поземельные, а личные отношения. Именно это наряду с переводом термина "полу-раб" позволяет утверждать, что закуп не был феодально-зависимым человеком.