Культурно побуждающая среда - разветвленную ризому (нелинейность) непрерывно изменяющихся и нарождающихся коммуникаций, в которых единовременно осуществляются понимание жизни и ее доступная всем интерпретация. Здесь происходит «момент жизненной борьбы, самовыражения человека»; здесь реализуется диалогизм, представляющий собой «не просто ту часть мира, где ведутся диалоги… а тот формат познания, в котором постигается человек». Люди учатся друг у друга, что возможно лишь в публичном пространстве культурно побуждающей среды.
Представление о культурно побуждающей среде в научный оборот ввел Ю. Хабермас, развивая ему же принадлежащую идею публичной сферы как общественного форума для «рационального обсуждения», основанного на принципах открытости и равенства сторон и на совместно разработанных и общепринятых критериях и стандартах. Представление о публичной сфере выглядит своеобразным идеалом информационной организации демократического общества. «В публичой сфере, в процессе свободной от внешнего контроля дискуссии и обмена информацией вырабатывается то, что можно назвать общественным мнением. Оно представляет собой не среднее арифметическое мнений всех участников, а результат дискуссии, которая очищает его от искажений, вносимых частными интересами и ограниченностью отдельных точек зрения: исход дискуссии определяется исключительно силой аргументации, а не статусом участников». Участники дискуссии должны пользоваться вне статусными, общими для всех дискутирующих, во фразеологии Хабермаса, «культурными правами», потому что «потребительная стоимость равных этических свобод зависит от гарантии доступа к культурным ресурсам, из которых можно черпать, то есть приобретать, воспроизводить и обновлять, требуемые ценности». Это и есть интерпретация актуальных для социума и личности смыслов, пронизанная традициями и культурными стандартами общества.
Смыслопорождающая коммуникация предстает как публичная сфера коммуникативных действий, результатом которых становится новейшая интерпретация содержания «жизненных миров» (заслуживающая доверия почва повседневной жизненной практики и опыта относительно мира) всех участников коммуникации.
В подобной системе возникает естественная необходимость во внешней контролирующей системе, которая бы могла предотвращать конфликты внутри общества, происходящие из-за противоположных ценностных установок отдельных социальных групп, или сводить такие конфликты к минимуму, предложив взаимоприемлемый способ разрешения возникающих противоречий.
Хабермас, однако, убежден, что разноголосица мнений в обществе по фундаментальным вопросам, в частности по вопросам социальной справедливости, это именно та реальность с которой можно и нужно работать, постепенно преобразуя неразборчивый гул разноликой толпы в упорядоченный, спокойный дискурс, ориентированный прежде всего на взаимопонимание действующих индивидов. Иными словами, по мысли Хабермаса, мы не обречены на вечный конфликт ценностей, но при определенных усилиях, согласие и понимание вполне возможны. Осознанное действие, направленное на достижение добровольного согласия, он называет коммуникативным действием, сам процесс аргументированного обсуждения практических норм – дискурсом, а язык, общий для всех действующих лиц диалога – языком коммуникативной рациональности.
Теория консенсуса Хабермаса имеет рациональный и, более того, сциентистский характер: в акте коммуникации открывается истина, которая и лежит в основе понимания. Теория консенсуса Хабермаса имеет рациональный и, более того, сциентистский характер: в акте коммуникации открывается истина, которая и лежит в основе понимания. «Интерпретация внешнего мира может считаться ясной настолько, насколько ясен для субъекта мир собственный. Субъект понимания представляет коммуникацию между двумя мирами, он схватывает вещественную форму традиции, использует ее для понимания самого себя и своей ситуации. Понимание смысла внешней реальности направлено на достижение возможного консенсуса в рамках традиционного процесса самопознания».
Еще один аспект консенсуса: его целью является не постижение истины, а достижение взаимопонимания.
Что все это время нам пытался сказать Хабермас: мы живет в жутком месте (культурно побуждающая среда), где нас окружают ужасные люди, которые постоянно нарываются, требуют диалога и иногда вызывают нас на конфликты. Но мы не должны отчаиваться, потому что взаимопонимание возможно J