Во второй половине XX века произошла тотальная переоценка ценностей (индустриализм – постиндустриализм, модернизм – постмодернизм, капитализм – посткапитализм). Причины: активизация контактов Запада и Востока, преодоление колониализма, признание принципиального равноправия культур народов мира.
Ценностные аспекты современной жизни:
- соц-политические (образование новых политических и социальных систем, крушение прежних, модернизация и трансформация систем, транснациональное функционирование экономики, противостояние Востока и Запада, Юга и Севера, «золотого миллиарда» и бедных регионов планеты)
- этнокультурные и конфессиональные (возрастание факторов национализма и борьбы за национальную идентичность, повышение роли церкви и других религиозных институтов – возникновение теократических государств, массовая миграция в страны запада из бедных стран Африки, новый этноконфессиональный облик Европы)
- техногенные (радикальные перемены в технических условиях сбора, анализа и распространения инфы и ее хранения, новые носители инфы, информатизация всех областей бытия человека).
Возникли новые точки пересечения социальных интересов, новые зоны политических и ценностных конфликтов.
Пример: карикатуры на пророка Мухаммеда в Charlie Hebdo (терроризм как неприятие западных ценностей и поиск альтернативы, реакция на медийную экспансию Запада).
Когда на стыке культур оказываются духовные ценности, они могут вызвать политический кризис. Надежды на общечеловеческую унификацию ценностей пока утопичны – об этом свидетельствует нынешнее ценностное взаимодействие этносов, обществ и индивидов Происходит обратное - размежевание духовных ценностей. Политическая воля большинства обществ стремится установить доминанты исконных духовных начал (Идеология Чучхе в Северной Корее).
Происходит и разрыв с традициями (исконно русские ценности соборность, коллективизм, духовность, бескорыстие остались в прошлом). Идут бесконечные поиски национальной идеи и духовных скреп. Однако Россия становится все более вестернизированной и индивидуализированной страной, отстраняясь от Востока, с его культом коллектива, подавлением личности, патриархальной семьей. Ценности настоящего в России часто персонифицированы фигурами прошлого (Сталин, Петр I) – исходя из отношения к ним, люди строят представление о том, какой должна быть Россия.
На политических культурных, религиозных противоречиях в обществе основана ценностная поляризация публичной сферы (два диаметрально противоположных взгляда на одну и ту же ценность как одно из проявлений плюрализма в общественной жизни). Но поддерживаемые политической элитой ценностные доминанты считаются отвечающими сознанию большинства, другие – дивиациями. Сегодня идеологические конструкции XX века замещаются либо архетипами национальной культуры либо ценностными новообразованиями. Спусковые механизмы коммуникативных агрессий – ценностные раздражители в сферах политики, культуры, религии. Раскол вызывают не сами ценности, а разное отношение к ним.
Новый феномен информационного противоборства – коммуникативные агрессии, доведенное до края ценностное неприятие идей и политически конфликтующих сторон. Это направляемые и спонтанные реакции социума на актуальные ценностные раздражители в сферах политики, культуры, религии, экономики. Коммуникативная агрессия строится на профанных представлениях большинства о сути предмета идейных разногласий и на его склонности к активному вовлечению в идейные баталии.
Про медиасферу и современный медиадискурс
Медиасфера – результат публичного взаимодействия социальных общностей, институтов и организаций. Это пространство, присущее духовной жизни общества, в которой соприкасаются социально значимые смыслы – установления, мифы, идеи, носящие ценностный характер. Медиасфера – ценностно образующая субстанция. Она структурирует политический, социальный, научный и философский дискурсы. Медиасферу отличает дискурсивное начало и закономерность обсуждения в разном дискурсе социальных смыслов и ценностей.
Самый заметный и актуальный слой медиадискурса - это публичное обсуждение текущих социальных проблем. Более глубокий и содержательный – историко-культурный. Самый глубокий – гносеологический (познание личности, общества, государства ценностных смыслов жизни).
Сегодня ценностные ориентиры, транслируемые медиа – более продуктивны, чем система ценностей, формируемая институтами семьи, школы, религии, искусства. Нивелирование ряда нравственных категорий происходит из-за распространения развлекательного и сенсационного контента. Журналистика не имеет права отставать от перемен в общественном сознании, приоритеты которого - духовные ценности. Нужно искать общие ценности и придерживаться их.
Так, первейшая ценность сегодня – уже не демократия и не свобода слова (которые трактуются произвольно), а следующая истина: Другой и Другие, как и мы, обладают своими ценностями, которые нужно уважать. Ценность общего поля говоримого устанавливается журналистикой, в нем утверждаются единые ценности для участников публичной коммуникации.