Академией наук было положено начало типологическому развитию научно-популярной журналистики в России, которая уже в XVIII в. представляла собой целую серию изданий, разных по содержанию, периодичности, читательскому кругу:
научные издания, ориентированные на специализированную аудиторию ученых, — «Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1728–1751), «Краткое описание комментариев Академии наук» (1728–1751), «Novi Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1750–1776), «Новые комментарии Петербургской академии наук» (1750–1776), «Acta Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1778–1786); «Nova Acta Academiae Scientiarum Petropolitanae» (1787–1806);
газеты как академические издания, но рассчитанные на более широкий круг читателей, — «St Petersburgische Zeitung» (1727–1774) и «Санкт-Петербургские ведомости» (1728–1875);
научно-популярные журналы, стремящиеся к универсальной читательской аудитории, — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» — приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям» (1728–1742), «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755–1764), «Академические известия» (1779–1781), «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796);
энциклопедические издания для массового читателя — «Собрание сочинений из месяцословов на разные годы» (1785– 1793), «Зрелище природы и художеств» (1784–1790).
В первой половине ХIХ в. научно-популярная журналистика существовала в виде «отделов» частных журналов, статей отдельных ученых. Язык и стиль материалов на научные темы был сложным и сухим т.к. господствовавшая философская тематика статей требовала, как казалось авторам, особенной глубины и изощренности в изложении. Немаловажную роль играл и тот круг читателей, на который были рассчитаны эти публикации, — в подавляющем большинстве своем очень узкий, наиболее образованный.
Большое значение придается также сообщениям о новейших достижениях науки и техники, утверждается такой жанр, как информационная научная заметка, которая становится непременным членом традиционного отдела «Смесь».
В конце 1850-х — начале 1860-х годов развивается традиционный для русской журналистики тип энциклопедического научно-популярного журнала, и в этом смысле выходивший в Санкт-Петербурге «Общезанимательный вестник» (1857–1858, редактор В. Рюмин) является достаточно характерным изданием конца 50-х годов.
«Общезанимательный вестник» имел подзаголовок «Журнал литературы, наук, искусств, промышленности и общежития». Такая широта охвата различных тем несет в себе опасность «альманашности», смешивания совершенно разных по характеру материалов. Так оно и было — в первых номерах журнала. Однако вскоре он уже составляется преимущественно из материалов, довольно глубоко раскрывающих вопросы общественных и естественных наук.
С третьего номера «Общеобразовательный вестник» вводит новые разделы, которые становятся постоянными: «Технология», «Наука в семейном кругу», «Хозяйство и домоводство», «Общеполезные сведения», почти до минимума сводятся «Беллетристика» и «Поэзия», т. е. журнал получает форму научно-популярного издания. Характерной чертой становится обилие рисунков и чертежей, иллюстрирующих и поясняющих материалы.
Постоянным автором «Общезанимательного вестника» был известный журналист Г. Е. Благосветлов, часто выступавший на его страницах с критическими обзорами и рецензиями.
Журнал «Вокруг света» выходил ежемесячно под редакцией П. Ольхина и носил подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений». В отличие от «Общезанимательного вестника», в нем совершенно отсутствовалит разделы беллетристики, поэзии, литературной критики: издание полностью было посвящено географии, этнографии и биологии. Описание путешествий уже в те годы становится одним из ведущих жанров издания.
Журнал «Природа» выходил с 1873 по 1877 г. в Москве. Его редакторами были зоолог, профессор Московского университета С. А. Усов и молодой зоолог-путешественник, охотовед-любитель Л. П. Сабанеев, на средства которого и издавался этот журнал.
Что касается характеристики жанровых и языковых особенностей публикаций, помещенных в журнале, то она определялась тем кругом читателей, на который было рассчитано издание. Основными жанрами «Природы» являлись научно-популярная статья, публичная лекция, иногда — географический очерк. Короткие заметки «смеси» выдержаны в сугубо научном стиле. Вообще здесь преобладала стилистика научной речи, иные публикации из-за сухости изложения представляет определенную трудность для понимания.
Во многом издание носило слишком сложный характер для средней читающей публики. Статьи были чересчур длинны для научно-популярного издания, а книжки выходили редко, что мешало журналу оперативно откликаться на злобу дня. В 1877 г. вследствие недостаточного числа подписчиков Сабанеев прекратил издание «Природы».
Журнал “Природа и люди” (1889–1918) П.П. Сойкин. Программа издания была гораздо шире, чем у его предшественников, в частности «Природы» Сабанеева. Что касается жанровой характеристики, то естественно-научный материал был представлен в основном научно-популярными статьями, подававшимися в более живой форме, чем в журнале «Природа». Стилистика научной речи присутствует и в публикациях еженедельника «Природа и люди», особенно в материалах, касающихся физики, химии, астрономии, но уже не в той степени, как у его предшественника. Правда, сравнивая язык этих двух изданий, следует учитывать и разный уровень образованности аудиторий, на которые были ориентированы журналы.
Чем шире круг читателей, чем неопределенней, расплывчатей его границы, тем труднее популяризатору, тем большей переработке должен подвергаться научный материал.
Следующий по значению раздел еженедельника Сойкина — географо-этнографический Здесь родился жанр этнографического очерка.
Часто используемый в научно-популярной литературе жанр биографического очерка или рассказа несет в себе возможность показать не только само открытие или довести до сведения читателя какой-либо научный факт, но и дать общую картину развития науки. Этот жанр предоставляет широкие возможности для введения большого количества научной информации, и эти возможности полностью использовались в публикациях историко-биографического раздела журнала «Природа и люди».
К началу ХIХ столетия прочно утверждаются такие жанры научно-популярной литературы, как описание путешествий, информационные статьи и заметки по науке и биографии. Эти формы подачи материала долго остаются основными, и лишь во второй половине XIX в. формируется жанр научно-популярного очерка — этнографического, исторического, географического и т. д.
Научной информацией насыщаются художественные произведения: рассказы и даже романы — возникает так называемая научно-художественная литература.
Развитие форм популярного изложения научного материала идет по линии все возрастающей его «беллетризации»; яркий пример тому — еженедельник «Природа и люди», подававший материал почти исключительно в художественной форме. Одна доступность, красочность, «беллетризирование» не делает материал научно-популярным.
Следует учитывать то обстоятельство, что формирование стиля научно-популярного изложения шло не внутри жанра, а в русле развития русского литературного языка вообще, и в этом смысле выделение его как самостоятельного функционального стиля достаточно условно.
Признаки научного стиля легко различимы в языке научнопопулярных материалов. В нем легко обнаружить термины. Но термин, лексически нейтральный в научной литературе, приобретает здесь оценочное значение, эмоционально окрашивается благодаря своему соседству с экспрессивно-эмоциональными словами. Существуют два пути изложения научного материала:
- замена научной лексики общелитературной
- разъяснение ее значения
Научно-популярные журналы прошлого века использовали оба эти пути, но все же гораздо чаще прибегали к научным терминам не заменяя, а разъясняя их.
Таким образом, основные особенности популярного изложения сформировались уже к середине века, хотя некоторые жанры возникают и позже (научно-популярный очерк, научно-фантастический рассказ ).
Язык современной научно-популярной литературы отличается от языка журналов Ольхина, Сабанеева и даже Сойкина. Он приобрел более яркие характерные черты, благодаря которым читатель безошибочно определяет научно-популярный текст. В него вошел, как один из элементов, разговорный стиль, потеснив «засушливость» научной речи, что было свойственно стилю популярного изложения XIX в.
Краткие итоги:
- Язык популярного изложения усложнен.
- Формируются жанры научно-популярной статьи, заметки, биографии, описания путешествий.
- Облегчается форма изложения, привлекается богатый иллюстративный материал.
- На страницах первого географического журнала «Вокруг света» формируется жанр географического очерка.