По своему
предмету науки делятся на естественные, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и гуманитарные, изучающие человека и законы его развития. Естественные науки рассматривают мир как объективно существующий, изучают структуру этого мира, природу его элементов. Гуманитарные науки изучают мир, прежде всего сотворенный человеком со стороны его духовного содержания и культурной ценности. Гуманитарные науки опираются более всего на значимость и смысл вещей, имеют дело со знаковыми системами и их отношением к человеческой действительности.
К естественным наукам относятся физика, химия, биологические науки, астрономия, география, геология, технические (также их называют инженерными: архитектура, космонавтика, кораблестроение, механика, радиоэлектроника, биотехнология и т.д.) и прикладные науки (изучают возможности применения существующих научных знаний на практике: прикладная математика, прикладная информатика, прикладная этика) и т.д. (Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук и не включают (они отдельно от всех наук) в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук (методы естественных наук – это, в первую очередь, эксперимент и наблюдение). Формальные науки исследуют формальные системы – ту или иную содержательную область (рассуждения, доказательства, процедуры классификации, поиска информации) в виде формальной системы или исчисления. Это математика, логика, кибернетика, статистика, теория систем, некоторые аспекты лингвистики. Эти науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов, характеризуются абстрактным подходом к исследуемым предметам). К гуманитарным наукам относятся история, психология, филология, культурология, философия, искусствоведение, социальные науки (социология, политология, экономика, педагогика) и т.д.
Разделение наук случилось еще при Аристотеле. Все области активно развивающегося познания в античном мире находились «под сводом» философии. Аристотель, который впервые определил науку как особую сферу деятельности человека, утверждал, что для более глубокого – целенаправленного – изучения науки нужно дифференцировать. В соответствии с выполняемыми функциями он выделял науки творческие (поэтика, риторика, диалектика), науки практические (этика, политика, медицина, астрономия) и науки теоретические (логика, математика, физика).
Разделение наук непосредственно на естественные и гуманитарные пошло с конца XIX — начала XX века. XIX век – время господства естествознания. Дух этого времени лучше всего выражается в философии, которую Огюст Конт, французский мыслитель, назвал позитивизмом. Позитивизм – учение, ставящее науку превыше всего и отказывающееся от поиска объяснений, которые бы шли за пределы науки. Позитивизм делает из принципов естествознания принципы нового устройства общественной жизни. Естественные науки претендовали в том числе на объяснение феноменов, относящихся к сфере гуманитарного знания. Эти притязания стали поводом для большого философского спора о методе, что и закончилось разделением наук – по предмету.
Сначала некоторые последователи Конта задумались, действительно ли идея позитивного познания мира может быть применена за пределами естественной науки. Позже начинаются попытки отделить другие науки от естествознания, поскольку появились сомнения, могут ли законы естествознания вместить в себя объяснение всего, что происходит в мире. Немецкий философ Вильгельм Дильтей предлагает разделение системы знаний на науки о природе и науки о духе. Науки о природе опираются на внешний опыт, который мы получаем с помощью собственных органов восприятия, а науки о духе – на внутренний опыт, внутренний опыт состоит из наших переживаний и связей между этими переживаниями.
Параллельно с развитием естествознания в Европе происходит расцвет исторической науки. Дройзен, занимавшийся разработкой методологии истории, делает важное для последующего деления наук на естественные и гуманитарные наблюдение: все явления в мире можно разделить на данные природой и случившиеся (исторические события). Их различие в универсальном и индивидуальном. Идея о том, что объекты можно изучать с точки зрения универсального и индивидуального, развивается в теории о разделении наук, которую предлагают немецкие философы Виндельбанд, Риккерт и Макс Вебер. Ими выделяет два типа наук: номотетические науки, темой которых является закон, законосообразность (математика, физика, химия и др. естественные науки), и идиографические науки, которые описывают уникальное, единичное, специальное событие (история, науки о культуре). Главное различие между двумя типами наук лежит в методе, которым они действуют, и предмете исследования. Для естественных наук более продуктивно искать универсальные законы (всеобщее во всех явлениях), для наук исторических или наук о культуре — уникальное, единичное и находить связи между единичными феноменами.
Указанные концепции и легли в основу известного нам разделения наук.
Границы между науками в достаточной степени условны. Более того, естественные и гуманитарные науки активно взаимодействуют. Так, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:
• развитие естественных наук способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование человечества (ядерное оружие, генно-инженерные монстры и пр.); необходима их гуманитарная экспертиза (проверка на совместимость с главной ценностью – жизнью человека), а также этические, юридические и другие ограничители научной экспансии;
• объектом естествознания является и сам человек в качестве элементарной «химической машины», биологической популяции или нейрофизиологического автомата; обойтись при этом без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости таких экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным;
• методология естествознания (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ применимости и пр.) составляет также и предмет гуманитарных наук.
Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры:
• рассуждая о месте человека в мире, нельзя не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет;
• современные средства распространения знания, в том числе гуманитарного, являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания;
• там, где возможно, гуманитарное знание успешно пользуется количественными методами исследования, рожденными в рамках естествознания; в первую очередь это относиться к таким наукам, как экономика, лингвистика, логика и т.д.
Для современного этапа развития научного познания характерно также взаимное обогащение научных методологий и критериев оценки научных результатов и даже интеграция, синтез наук на основе общности применяемых методов. Например, как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки – биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки – биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия (изучает биосферу и её биологические процессы в их химическом выявлении.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.