пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Художественный мир книги Ф. Искандера «Сандро из Чегема»: хронотоп, образ дерева, эпические герои, характер смеха, особенности повествования.

Хронотоп: «абхазский хронотоп» – географически локализованное пространство и «вертикальное время», которое вмещает тысячелетия жизни народа, – стал идеальной художественной моделью столкновения цивилизации с народной культурой, «архаического сознания с социалистической сознательностью» (П. Вайль, А. Генис)

Образ дерева: Важное место действия и неодушевлённое действующее лицо романа, вокруг которого кипит жизнь и разворачиваются события, — молельное дерево, древний орех, растущий с незапамятных времён на окраине села. Недаром последняя новелла романа, повествующая об угасшей жизни в Чегеме, рассказывает о конце молельного ореха, обрушившегося от старости. Причем оно было наполовину мертвым, наполовину живым (ударила молния).

Также можно проассоциировать это дерево с «мировым древом», которое связывает вместе будущее и прошлое, человека и человечество.

Эпические герои: Говоря о книге "Сандро из Чегема", все, начиная с автора, упоминают слово "эпос". Изображенные им абхазцы – с обычаем вместо конституции и кровной местью вместо милиции – не фон романа, а его душа. При этом автор книги – русский абхазец советской эпохи, как кентавр, тоскует по оставленной им "племенной половине". Из этой тоски и происходит эпическая поэма "Сандро из Чегема".

Народ, архаический по своему сознанию, есть фигура несомненно эпическая. И как у каждого эпического народа у него есть герой – Сандро. Существо необычное, но, при всех своих невероятных статях, истинно народное. Его достоинства – утрированные черты соплеменника. До большевиков Сандро был героем эпоса – может, комического, но эпоса. Но вот пришла новая власть – и Сандро стал героем романа – может, плутовского, но романа.

Смех: Есть писатели, использующие широкий диапазон комических средств. Например, у Н. В. Гоголя есть приемы звуковой семантики, забавные имена, каламбуры, алогизмы, гротеск, комическое в поступках, манерах, облике персонажей, в сюжетных положениях и манере повествования. Фазиль Искандер не пользуется всеми этими приемами. У него нет значимых имен, в портретах персонажей и их поведении нет заострения, шаржа; как портретист он вообще скуп. Наружность действующих лиц лишь тогда привлекает внимание повествователя, когда она включена в смысловое движение рассказа. Для писателя важное значение имеет трактовка происходящего в комическом ключе. Комизм возникает и реализуется не в портретных характеристиках, а в сфере авторской речи. Комизм Ф. Искандера — интонационный. Комические приемы авторской речи разнообразны — это и парадокс, и пародирование, и иронический подтекст, и прочее. Главный герой романа «Сандро из Чегема» — это воплощение юмора, иронии, веселья.

Он постоянно шутит, рассказывает смешные истории из жизни, описывает подвиги, которые он совершал, смеется над знакомыми и друзьями, но что самое главное, он может посмеяться и над собой, над своими приключениями, он не боится выставить себя в невыгодном свете. Хотя подвиги Сандро и комичны, сам он отнюдь не смешон. Ф. Искандер подчеркивает его физическую привлекательность, обаяние, ум, находчивость, чувство собственного достоинства. Сандро не смешон — он смешит. В самые тяжелые дни жизни, в сложных ситуациях, смех никогда его не покидает. Во всех рассказах, где присутствует Сандро, он предстает перед нами беззаботным балагуром, радующимся жизни. У него есть фольклорный прототип — плут, с которым его роднит лукавство, насмешливость, живой ум. Отсутствуют другие черты, присущие этому типу — корыстолюбие, неразборчивость в средствах, похотливость, грубая телесность [3]. Герой синтезирует фольклорную, народную традицию. Смех у Фазиля Искандера вообще присущ народной жизни; у чегемцев в ходу шутки, острое словцо, нет места демагогии и социальным миражам. Там, где смех, там всегда ум и здравый смысл. Таким образом, главной чертой произведений писателя является открытый смелый юмор. «Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором» [2, с. 32].

Повествование:

Интересен роман своей поэтикой: он состоит из небольших отдельных

рассказов, которые можно читать по отдельности, но в совокупности они

представляют собой единое целое. Таким образом, по воле самого автора, все главы романа, имеют право на самостоятельное существование в качестве новелл. Они обладают вполне законченным сюжетом, содержат приметы самостоятельного произведения –

завязка, кульминация, развязка – и могут свободно существовать друг без друга. Структура романа необычна: он состоит из отдельных новелл, сюжетно не связанных друг с другом, но все же, некоторая композиционная упорядоченность существует: в первой главе романа Фазиль Искандер знакомит нас со своим главным героем, а последняя глава содержит послесловие, своего рода прощание с героями и самим Чегемом. «Так закончилось наше последнее путешествие в Чегем. И теперь мы о нем не скоро вспомним, а если и вспомним, навряд ли заговорим». Роман, состоящий из отдельных новелл,

объединенных единой сюжетной линией – это новый тип романа, обязанный

своей композицией самой жизни. Еще одна особенность произведения писателя заключается в том, что каждая из новелл разделяется еще на несколько частей, в каждой из которых присутствует свой герой-рассказчик. Но все они объединены авторским

видением жизни. На первый взгляд, построение романа хаотично (автор сам об этом говорит: «Но я слишком далеко отошел от своего сюжета. Я никак не могу сдвинуть его с места. Мой сюжет буксует, как русская история. И все-таки мы сдвинем его и пойдем дальше, ибо единственный вид власти, которую мы приняли на земле, - это власть над словом»). На самом деле, текст стройно организован, и все новеллы вытекают друг из друга и взаимосвязаны.

«Позиция автора в повести обнаруживает себя на разных уровнях организации художественного текста. В композиции произведения она заявлена посредством таких приёмов, как вставные эпизоды, отступления от основного повествования, прерывистость сюжетной линии. Эти композиционные приёмы позволяют выявить высокую степень авторской заинтересованности в расширении границ повествования, в том числе тематических, в вовлечении в него дополнительных персонажей, каждый из которых является носителем некоего жизненного знания», пишет исследователь (Сугян И.М., это женщина)

Лирические отступления, используемые писателем, свидетельствуют о

том, что Фазиль Искандер не выходит за рамки традиционных для

отечественной классики представлений о содержании лирических

отступлений: автобиографические, пейзажные, философские, исторические и

т.д. Однако в каждом из лирических отступлений художник выявляет

собственно авторские взгляды на мир и место человека в нем.

Фазиль Искандер, как правило, не описывает внутреннее состояние своих персонажей подробно, но демонстрирует его с помощью нескольких ярких художественных деталей. Так, запоминающийся образ, пришедший в голову персонажу, или необычное сопоставление, промелькнувшее в его сознании, может стать показателем его внутреннего состояния. О характере героя мы узнаем не из представленной подробной биографии, но из разрозненных эпизодов, отрывков, встречающихся в тексте, из конкретного поведения героя в определенный момент жизни, из многочисленных баек дяди Сандро.


19.05.2018; 00:25
хиты: 938
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь