Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи.
ПРО ТОЧНОСТЬ:Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т.е. значением. Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение, называя явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствуют определенные понятия. При четком изложении мысли используемые авторами слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению.
Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения.
Очень много работали над своими рукописями Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и другие русские писатели. Поиск нужного слова отражает их авторедактирование. Интересно сравнить первоначальный и окончательный варианты некоторых текстов наших классиков. Приведем примеры из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Первоначальный вариант |
Опубликованный текст |
1. Поднявшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета. |
1. Сорвавшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета. |
2. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы. |
2. Зашумели запорожцы и разом почуяли свои силы. |
3. ...Посмеялись над православною верою. |
3. Поглумились над православною верою. |
4. - «Добре!» - повторилось в рядах запорожцев. |
4. - «Доброе слово сказал и кошевой!» - отозвалось в рядах запорожцев. |
5. «Ну, ну, рассказывай, что такое!» - отвечала в один голос толпа. |
5. ...кричала в один голос толпа. |
6. Эти слова проникнули молнией. |
6. Эти слова пролетели молнией. |
Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько« умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица. Чем большим количеством лексем владеет говорящий (пишущий), тем свободнее, полнее и точнее он может выразить свои мысли и чувства, избегая при этом ненужных, стилистически немотивированных повторений. Словарный запас отдельного человека зависит от ряда причин (уровня его общей культуры, образованности, профессии, возраста и т.д.), поэтому он не является постоянной величиной для любого носителя языка.
Выразительность речи — это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.
Показателями данного критерия являются:
– Хорошее знание выразительных возможностей языка;
– Использование разнообразных интонаций;
– Умение расставлять паузы;
– Умение вызвать реакцию у слушателя.
Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.
Выразительность речи делится на две разновидности: логическая выразительность более всего характерна для «строгих» функциональных стилей: официально-делового и научного, эмоциональная выразительность, обращённая к чувствам адресата, ярко проявляется в художественной, разговорной, публицистической речи.
Неотъемлемое качество правильной речи — это ее логичность, то есть соответствие речи законам логики. Автор не только хорошо должен знать тему, но и умело располагать материал, точно его изложить, не противоречить себе в суждениях, последовательно переходить от одной мысли к другой, к месту использовать доказательства.
Существует четыре основных закона логики, о которых должен знать каждый автор:
Закон тождества - Предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным. Типичная ошибка в этом случае — подмена тезиса, когда говорящий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом.
Закон противоречия - Не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же. Типичная ошибка — расположение в одном тексте предложений, в которых утверждается совершенно противоположное. (Как известно, у Гитлера не было какого-либо таланта .Какие же таланты были у Гитлера?)
Закон исключения третьего - Между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении. Типичные ошибки здесь — это уточняющие высказывания, которые противоречат одному из высказываний. (У них совсем не было оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната.)
Закон достаточного основания. - Всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна. Типичная ошибка в данном случае — утверждение, которое не доказано ни на примерах, ни рассуждением. (Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах и ранее не было ничего подобного ни в русской жизни, ни в русской литературе.) - нет ссылок на достовер.источники
Виды речевых недочетов
Речевая ошибка (недочет) – это неправильное (ошибка) или неудачное (недочет) употребление языковых средств в речи (ошибки в словоупотреблении (семантические и стилистические)
и в построении текста) (КАПИНОС)
Лексико-семантические (лексические) - Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
+Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
-Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
-Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
-Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
-Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
+Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
+Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия»
Стилистические ошибки – это примеры нарушения законов употребления лексических единиц в речи или недочеты в построении синтаксических конструкций. Чаще всего это неправильное употребление слова или неверное построение предложения.
Стилистические ошибки - плеоназм (на счету каждая минута времени), клише(прошла красной нитью, золотая осень), тавтология(улыбался широкой улыбкой), лексическая сочетаемость (дешевые цены, уделять заботу), бедность речи(слева окно, а справа-шкаф), неправильный выбор слова(глубоко за полдень), неверный порядок слов (прогулялся по проспекту и по еще парочке улочек).
Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и характеристиками, т.е. стилистической окраской.