пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Общая характеристика русской литературы конца XIX-начала XX вв. Понимание человека и его места в мире. Роль В.Соловьёва и Ф. Ницше в искусстве серебряного века.

 

Вся литература построена на философской проблематике. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Ощущение кризиса старой духовности. Слияние богословия и философии.

Теоцентризм- золотой век

Антропоцентризм- серебряный век.

Ощущается кризис европоцентризма, отсюда увлечение восточной культурой.

Осмысление России как третьего Рима.

Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Будущее осознается как надежда на возрождение. Эсхатология- предчувствие нового неба, земли, лучшего мироустройства. Неохристианство легко уживается с новым мировоззрением. Отсюда появление утопических проектов- возникновение мечты в светлое будущее.

Эпоха Серебряного века характеризовалась пёстрым, многоцветным спектром идей и философских концепций, преломлявшихся в различных образцах художественного творчества. Многие произведения, появившиеся в это время, являли собой не только и не столько «продукты» самовыражения их создателей, не столько отражали их сокровенные эмоционально-психологические состояния, сколько служили средством воплощения мировоззренческих позиций и идей, которые волновали людей искусства - писателей, поэтов, живописцев, деятелей театра.

По сути такой подход к художественно-творческой деятельности был своего рода синтезом философии (в широком, многоаспектном толковании этого понятия) и искусства (в той или иной его жанровой представленности).

Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ — основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

Дух русского культурного ренессанса (Серебряного века) - это дух эстетизма; очевидно, поэтому необычайно высок был статус художника, которого, в традиции философии В. Соловьева, именовали теургом. Весь мир воспринимался как эстетический феномен, при этом искусству в целом надлежало стать устроителем жизни - в этом постулате видна роль другого философа и властителя дум, Фридриха Ницше. И не важно, что один из них -Владимир Соловьев - видел высокую миссию христианства, а другой - Фридрих Ницше - считал сам дух христианства унизительно лживым, ибо культура Серебряного века включала в себя спектр разнообразных суждений о Боге и мире.

Их философия сыграла существенную роль в раскрепощении индивидуальности, работы этих столь несхожих мыслителей пронизывает единый пафос веры в возможность безграничного развития человечества, вплоть до победы над смертью путем возвращения к андрогинной природе - у Соловьева, или создания нового, более высокого типа человека - у Ницше.

Красота- источник гармонии. Ницше считал, что свобода- главное условие обновления человека.

Переоценка ценностей, которая приводит к появлению идеи сверхчеловека.


30.06.2017; 20:19
хиты: 530
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь