Теории вознокновения древнерусского государства:
- норманнская теория;
- антинорманнская теория;
- центриская теория.
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
Теория была широко распространена в XVIII в. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.
Антинорманнская теория. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели свою государственность. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.
Центриская теория. Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов. Этой теории придерживаются большинство современных историков.
Первый глава государства - Рюрик (862–879 гг.)
879(882)-912 – Правление Олега
882 - образование древнерусского государства.
Князь установил размер дани (полюдьи)
907 – поход на Византию (договор с Византией о привилегиях для русских купцов)
911 – второй поход на Византию (договор, кот. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам)
912-945 – правление Игоря.
941, 944 – походы на Византию.
945–964 - Правление Ольги – одна из первых приняла христианство
Установление уроков и погостов – размера дани и места сбора дани.
964–972 – правление Святослава
966 - разгром Хазарского каганата
980-1015 - Владимир 1 Святославич
988 - Крещение Руси
1019–1054 - Ярослав Владимирович Мудрый
Ярославу принадлежит редакция свода законов «Русская правда».
Феодальные черты получили дальнейшее развитие.
Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов.
Появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях.
Зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время.
Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.
Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».
1113–1125 - Владимир Мономах
Устав Владимира Мономаха:
- Упорядоченное взымание процентов ростовщиками
- Улучшение правового положения купечества
- Регламетнация записей холопства
Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной.
Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе.
Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.
Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян:
- церковь стала быстро обретать экономическую независимость;
- политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть судьей в политической сфере;
- христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;
- важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян.