Классический фольклор — богатая система развитых, художественно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патриархальным сознанием народа.
Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые. Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.
В жизни народа обряды занимали важное место. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные.
Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.
Вплоть до начала ХХ века крестьяне ежегодно справляли целый ряд календарных праздников, посредством которых стремились получить большой урожай. Целью этих обрядов было воздействовать на окружающий мир, землю, воду, оградить себя от бед, болезней, неурожая. Обряды образовались в результате смешения христианства с язычеством, они отразили дохристианское поклонение солнцу и земле, обожествление животных, культ предков. Календарные обряды получили свое наименование от того, что они сопровождают труд народа в течение всего года.
Календарный фольклор - обширная область творчества, у которой единая обрядовая и мировоззренческая основа. Такие произведения не просто сопровождают обрядовые действия, но и составляют часть их и без них не исполняются. Это обстоятельство обязывает сказать что такое обряд. Обряд-это традиционная, передающаяся от поколения к поколению, узаконенная обычаем совокупность условных, нередко символических действий.
Календарный фольклор в исследованиях и учебных пособиях XIX – начала ХХ веков делился на четыре цикла по временам года (И.П.Сахаров, братья Б. и Ю.Соколовы и др.) или на два цикла – зимнего и летнего солнцеворотов (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев).
Современная фольклористика определяет особенности календарного фольклора в зависимости от трудовой деятельности крестьян и делит его на два цикла: 1) обряды, направленные на подготовку и увеличение урожая (зимний, весенний и летний цикл) и 2) обряды, сопровождающие уборку урожая (осенний период).
В России на протяжении многих веков главными были обряды:
1) празднования Нового года – святочная неделя (25 декабря – 6 января).
2) масленица или масленичная неделя (конец февраля);
3) весенние календарные обряды;
4) семицкая неделя и Троица;
5) летние календарные обряды (день Ивана Купалы и Петров день).
Зимние обряды начинался встречей зимы на праздник Коляды, приходившийся к Рождеству Христову, и кончался проводами зимы на масленицу.
Время от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера и страшные вечера. В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.
Обходные песни (исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов) при колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). Композиционно они состояли из благопожелания и требования подаяния. Особенно частым было пожелание изобилия, которое изображалось в за-клинательных песнях с помощью гипербол: А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа. Рожь ужиниста!
Помимо заклятия на урожай, выражалось пожелание долголетия, счастья, многочисленного потомства.
Млад светел месяц — то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко — то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки — малы детушки.
Были распространены подблюдные гадания с песнями.
Колядка - это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году. Кроме колядок существуют еще и подблюдные песни - песни гадания. Название связано с проведением обряда. В блюдо складывались предметы и вытаскивались оттуда вместе с определенной песней.
На Святках обязательно было ряжение. Ряжение переходило в маскарад, зарождался фольклорный театр: разыгрывались скоморошины, драматические сценки. Их веселый, разнузданный, а иногда и непристойный характер был связан с обязательным смехом.
В конце зимы — начале весны праздновалась масленица. В своей основе это был языческий праздник, посвященный проводам уходящей зимы и приходу солнечного тепла. Масленица отличалась особенно широким хлебосольством, ритуальным объеданием, питьем крепких напитков и даже разгулом. Масленица была знаменита кулачными боями. Среди казаков была популярна игра "взятие снежной крепости", которая проводилась на реке. Праздник завершался "проводами" — сожжением Масленицы. При этом пели корильные песни (а позже и частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост.
Весенние обряды
В марте совершался обряд встречи весны. Её встречали с коротенькими песнями - веснянками. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну.
23 апреля, в Егорьев (Юрьев) день, совершался первый выгон скота. Св. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные магические действия с целью сохранить стадо в течение лета.
Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье — самобытный русский праздник.
В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"
В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы.
Кладбище посещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду, пиво, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали.
Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхальная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).
Качели — одно из любимых народных развлечений — когда-то входили в аграрную магию.
Хоровод — древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали восприниматься только как развлечение.
Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки — обычно девушки, умершие до брака. Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.
Летние обряды
Летний период — пора тяжелого земледельческого труда, поэтому праздники были короткие.
День Иван Купала (24 июня), у славян был связан с летним плодородием природы.
В купальскую ночь люди очищались огнем и водой: прыгали через костры, купались в реке. Водили хороводы и пели купальские песни, для которых характерны любовные мотивы. Считалось, что в эту ночь нечистая сила особенно опасна, поэтому в купальском костре совершалось символическое уничтожение ведьм: сжигали символизирующие их ритуальные предметы (чучело, конский череп и др.).
После Ивана Купалы, совершались похороны Костромы. Кострома — чаще всего чучело из соломы и рогож, одетое в женское платье. Кострому украшали, несли к реке, у реки чучело раздевали и бросали в воду. При этом пели песни, посвященные Костроме. Затем пили и веселились.
Летние празднества, молодежные гулянья и увеселенья заканчивались на Петров день (29 июня). Его обряды и поверья были связаны с солнцем. В петровскую ночь никто не спал: караулили солнце. Толпа разряженной молодежи шумела, кричала, стучала косами, заслонками, палками, бубенцами, плясала и пела под гармошку и уносила у хозяев все, что плохо лежит (сохи, бороны, сани). Это сваливалось в кучи где-нибудь за деревней. На рассвете ждали солнце.
Петров день открывал покос (С Петрова дня красное лето, зеленый покос).
Осенние обряды
Круг земледельческих праздников замыкали жатвенные обряды и песни. Они носили хозяйственный характер. Важно было сохранить силу хлебного поля и восстановить потраченное здоровье жней.
Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жатвы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали скотине: считали, что он обладает целебными свойствами.
В жатвенных песнях всегда величались женщины. Звучал мотив заклинания урожая: В поле копами <копнами>, На гумне стогами!.. В клети закромами!.. В печи пирогами!
Почти повсеместно оставляли недожатым последний пучок колосьев — на бородку мифическому образу.
Во многих местностях женщины, окончив жатву, катались по жнивью, приговаривая: "Нивка, нивка, отдай мою силку, я тебя жала, силу свою теряла". Магическое прикосновение к земле должно было "отдать силушку". Окончание жатвы отмечалось сытным обедом.
С Покрова в деревнях начинались свадьбы и девушки говорили: "Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!"