Многие ученые (Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий и др.) считают слово основной единицей языка. По мнению академика Виноградова, слово – это фокус, в котором отражаются все важнейшие свойства языка. Однако, единого понимания слова, общепринятого его определения в науке нет.
В обиходном понимании слово – это минимальная самостоятельная грамматическая единица языка и текста, обладающая, как правило, значением.
Большинством же ученых слово понималось как двусторонняя или даже трехсторонняя сущность и в соответствии с этим определялось:
-как предельный минимум предложения (Щерба, Блумфилд);
-как минимальная синтаксическая единица (Бодуэн де Куртенэ, Сепир, Мейе);
-как минимальная значимая единица языка или речи (Реформатский, Жирмунский, Ельмслев и др.);
-как цельнооформленный комплекс морфем, обладающий самостоятельным значением (Э.В. Кузнецова);
-как единица языка, совмещающая в себе фонетические, грамматические и семантические признаки (Овсянико-Куликовский, Виноградов, Мейе, Бюлер и др.).
Все определения верны, но ни одно из них не охватывает всех типов слов в их обычном понимании. Наиболее приемлемым является, наверное, определение слова как минимальной самостоятельной значимой единицы языка, предполагающее единство в слове всех его сторон: фонетической, грамматической и семантической.
Следует отметить некоторые моменты:
1)слово не всегда является трехсторонней единицей, фокусирующей в себе фонетический, лексико-грамматический и семантический параметры языка;
2)фонетическое слово, если под ним понимать ряд звуков, объединенных единым словесным ударением, не всегда представляет лишь одно грамматическое слово;
3)грамматическое слово (словоформа) не всегда соотносится только с одним «семантическим» словом, т.е. с одним лексическим значением, и наоборот.
Следовательно, определить слово как единство спаянных друг с другом фонетических, лексико-грамматических и семантических единиц языка во многих случаях практически невозможно, а
принципиально, теоретически такое определение вообще, видимо, неприемлемо, поскольку эти единицы связаны лишь функционально. Значит, приходится признать оправданность терминов «фонетическое слово» («фонологическое слово») и «лексико-грамматическое слово» (или «грамматическое слово»).
Термином «грамматическое слово» можно называть и конкретное грамматическое слово (словоформу) – в соответствии с традицией Фортунатова и Пешковского, и абстрактное грамматическое слово (лексему).
Слово в обычном понимании – это прежде всего грамматическое слово. Именно на понятие грамматического слова ориентирована монолатеральная теория знака, рассматривающая значение не как вторую, идеальную его сторону, а как его функцию. Поэтому именно грамматическое слово следует рассматривать в качестве центральной единицы языковой системы.
Поскольку язык есть явление абстрактное, сущность и свойства которого можно исследовать только анализируя акты речи, то и слово, будучи центральной единицей языка, есть тоже единица абстрактная, особенности которой можно изучать, исходя из анализа единиц речи, где употребляются слова. В речи, являющейся конкретной реализацией языковой системы, слова выступают в виде своих вариантов, которые назовем словоупотреблениями и словоформами.
В устной речи словоупотребление определяется как минимальная звуковая последовательность, которая может быть ограничена паузами и внутрь которой нельзя вставить другую звуковую последовательность. В речи наблюдается столько словоупотреблений, сколько фиксируется в ней последовательностей звуков (букв) между возможными паузами речи. Словоупотребления, состоящие из одинаковой последовательности звуков (букв), объединяются в словоформы. В речи столько словоформ, сколько обнаруживается в ней повторяющихся одинаковых последовательностей звуков (букв).
Словоформы объединяются в слова на основании как внешних (формальных), так и внутренних (содержательных) признаков. Общими признаками словоформ, представляющих одно слово, являются: наличие в них совпадающих компонентов (звуков, букв), расположенных в одинаковой последовательности, и наличие в них некоторых интегральных грамматических характеристик. Этими характеристиками служит одна и та же основа словоформ, принадлежность их к одной и той же части речи. Одним словом считаются также супплетивные формы, хотя они состоят из разных последовательностей компонентов и разных основ (я - меня, человек - люди). Внутренний признак предполагает наличие у словоформ, относящихся к одному слову, идентичного вещественного содержания, основанного на их связи с одной и той же реалией или классом одинаковых реалий, которые обозначены словоформами.