Экспериментальное изучение языка привело к получению огромного бессистемного звукового материала. Выход из этого положения предложил Бодуэн де Куртенэ. В 70х гг 19 века он приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Он противопоставляет друг другу два понятия: звук как физиологическо-акустическое явление и фонему как как устойчивое представление о звуке, психический эквивалент звука. Именно благодаря фонемам возможно человеческое общение. Важной частью фонологической концепции Бодуэна является общая теория альтернаций (чередований). Он впервые строго разграничил явления дивергенции (фонетического варьирования фонемы, вызванного комбинаторными и позиционными условиями) и корреляции (исторически обусловленного чередования фонем в составе морфемы). – это психологическая концепция фонемы.
Щерба развил и обогатил теорию фонемы. Он попытался объединить психическое основание для выделения фонемы с функциональным. Фонемы определялись как те звуки в нашем сознании, которые позволяют нам различать смысл слов. Это значит, что звуковые единицы, сходные в акустическом и артикуляционном отношениях и связанные с одним и тем же смыслом, объединяются в одну фонему. У Щербы фонема уже выступает как двусторонняя языковая единица – со своим планом выражения и планом содержания.
Возникновение фонологии как самостоятельной и цельной отрасли языкознания связано с именем Н.С. Трубецкого. Трубецкой опирался на два положения: а) фонема – кратчайшая единица языка, реализующаяся в звуках речи; б) фонема служит различению смысла слов. Он был сторонником системно-структурного подхода, и именно этот подход придал всей фонологической теории стройность и завершенность.
Трубецкой применил принципы Соссюра (означаемое, означающее) на практике. Фонемы образуют систему и весь инструмент, необходимый для их описания, - это понятия оппозиции и дифференциального признака.
Прежде всего все звуковые противопоставления делятся на два типа: фонологические (смыслоразличительные) и нефонологические. Фонологическую оппозицию образуют любые звуковые единицы, при условии, что их противоположение связано в нашем сознании с разным значением: ток-тук, о-у. Минимальные звуковые единицы, выполняющие смыслоразличительную функцию, Трубецкой называет фонемами.
В качестве дифференциального признака фонемы может выступать практически любая акустико-артикуляционная характеристика звука. Если же различие, существующее между какими-то звуками, само по себе не способно дифференцировать слова, то такие звуки образуют нефонологическую оппозицию.
Определение Трубецкого: Фонема – это совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию.
Важным для теории Н.С. Трубецкого понятием является нейтрализация фонем. В слабой позиции фонема может утрачивать какие-то из своих дифференциальных признаков. Ее смыслоразличительная функция при этом слабеет: план выражения совпадает при этом с планом выражения другой фонемы, возникают омофоны (прут и пруд). Поэтому Трубецкой выделяет фонологическую надъединицу – архифонему. Архифонема – представитель более высокой ступени абстракции на фонологическом уровне языка: она объединяет в себе на равных правах нейтрализующиеся фонемы.
Некоторые фонологические школы:
Трубецкой и его последователь, представители Пражской лингвистической школы – Якобсон, Трнка, - описывали фонему через систему фонологических оппозиций и дифференциальных признаков. Фонема в пражской концепции определяется как ряд звуков с одинаковой функциональной характеристикой, а архифонема – это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.
Представители ленинградской фонологической школы не признают нейтрализации фонем. Следовательно, если в формах слова типа «рода и род» происходит смена звуков, то она представляет собой чередование фонем д и т. При такой точке зрения звуки группируются в фонему исключительно по схожести своей физической характеристики, акустической и артикуляционной. Сюда относятся Щерба и его последователи Зиндер и Матусевич.
Представители московской школы рассматривают фонему с позиций морфологии. Фонема определяется ими как составной элемент значимых единиц языка – морфем. Московская школа опирается на традиции, идущие от Фортунатова и Бодуэна, а их последователями были Кузнецов, Реформатский и Сидоров.
МФШ: различ. смыслы; связь морфемы с фонемой; сильные/слабые позиции; состав фонемы определяется по сил.позиц.; система фонем состоит из подсистем; порождение речи.
ЛФШ: различ. звучания; только фонема; позиции фонемы равны; состав фонемы опред. в полном типе произнесения; система фонем едина; восприятие речи.