Проблема разных форм существования языка была поставлена ещё в античности. Так, Аристотель считал, что язык служат для выражения мысли. У Платона напротив, слово есть выражения мысли.
В. Гумбольдт считал, что язык представляет собой речевую деятельность и результат речевой деятельности. Язык и речь – это единства, которые обуславливают реальность друг друга.
Бодуэн де Куртене обращал внимание на различие речи человеческой вообще, как собрание языков, от отдельных языков, наречий и говоров и, наконец, от «индивидуального языка отдельного человека». Он выделял два аспекта: язык и речевую деятельность и объединял их словом человеческим вообще.
Соссюр в курсе «Общей лингвистики» пишет, что язык и речь – вещи различные и не терпят компромиссов, и изучаются разными науками.
По Соссюру:
- Язык – абстактная, социальная система знаков. Речь же реализуется в виде речевых актов.
- Язык соединяет в себе всё, что есть в речи. Это и продукт, и орудие. Речь же может реализовывать лишь то, что есть в языке.
- Язык стремится к статистике, социален. Речь индивидуальна.
- Язык системен, речь – асистемна.
- Язык синхроничен и диахроничен. Речь только синхронична.
Л. Щерба выделяет три аспекта языка:
- речевая организация
- языковая система
- языковой материал
Речевая организация является с одной сороны психофизиологическим, с др. - социальным продуктом и обуславливает речевую деятельность. Реч. орг-я –использование языка отдельными индивидами. В идеале она должна совпадать с языковой системой, но на практике они отличны.
Языковой материал – это все тексты, письменные и устные, созданные на этом языке.
Из материалов языка выводится языковая система, то есть словарь и грамматика языка.
Л. Ельмслев пишет, что рассматривание языка в целом Соссюром – ошибка. Язык имеет три аспекта против речи:
- Схема – язык как чистая форма
- Норма – язык как материальная форма
- Узус – язык как совокупность навыков.
Норма – система языковых единиц и правил, принятых в данном социуме. Норма вариативна, постоянна (но изменчива), социальна.
Речь в теории Э. Косериу предстает принципиально неоднородной, поскольку в ней используется не одна гомогенная языковая система, а целая совокупность «языковых традиций».
Функциональный язык Косериу — это гомогенный, лишенный всякой вариа-тивности язык, образуемый множеством функционально противопоставленных единиц.
По Косериу понятию функционального языка ближе всего понятие унифици-рованного и строго кодифицированного литературного языка, хотя литературный язык не совпадает полностью с функциональным, ибо ему присуще значительное стилистическое варьирование. Но литературный язык — это артефакт, продукт сознательной деятельности людей, стало быть, идеалу языка структуралистов более всего отвечает именно искусственный язык.